Приветствуем, Бродяга! ------------ Приветствую тебя, Сталкер! Ну что стоишь? Проходи, не стесняйся. Мы рады любым гостям! ------------ Вход Регистрация
Крылатая ракета Х-55 / РКВ-500А Х-55СМ / РКВ-500Б. Обозначение NATO AS-15A «Kent», AS-15B «Kent».
Тактико-технические характеристики: Длина, м ..............................................................8.9 Диаметр корпуса, м - Х-55СМ..............................................................0.77 - Х-55...................................................................0.514 Размах крыльев, м ...............................................3.10 Стартовый вес, кг ................................................1700 Мощность боевой части, кТ...................................200 Масса боевой части, кг.........................................410 Дальность полета, км - Х-55СМ .............................................................3000 - Х-55..................................................................2500 Скорость полета, м/с ...........................................260 Высота полета на маршевом участке, м................. 40-110 Высота пуска, м....................................................20-12000
Х-55 - дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами. Ракета разработана в НПО "Радуга" под руководством генерального конструктора И.С.Селезнёва в соответствии с постановлением СМ СССР от 8 декабря 1976г. Проектирование новой ракеты сопровождалось решением массы проблем. Большая дальность полета и малозаметность, требовали высокого аэродинамического качества при минимальной массе и большого запаса топлива при экономичной силовой установке. При требуемом числе ракет их размещение на носителе диктовало предельно компактные формы и делало необходимым складывание практически всех выступающих агрегатов - от крыла и оперения до двигателя и законцовки фюзеляжа. В результате был создан оригинальный летательный аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз перед отцепкой ракеты от самолета. В 1983 году за создание и освоение производства Х-55 большая группа работников МКБ "Радуга" и Дубнинского машиностроительного заводе удостоена Ленинской и Государственной премий. В марте 1978г. было начато развертывание производства Х-55 на Харьковском авиапромышленном объединении (ХАПО). Первая серийная ракета, изготовленная на ХАПО, была передана заказчику 14 декабря 1980г. В 1986 году производство было передано на Кировский машиностроительный завод. Производство агрегатов Х-55 было развернуто также на Смоленском авиазаводе. Развивая удачную конструкцию МКБ "Радуга" разработало в дальнейшем ряд модификаций базовой Х-55 (изделие 120), среди которых можно отметить Х-55СМ с увеличенной дальностью (принята на вооружение в 1987году) и Х-555 с неядерной боевой частью и улучшенной системой наведения. Носителями КР Х-55 являются самолеты стратегической авиации - Ту-95МС и Ту-160. На западе ракета Х-55 получила обозначение AS-15 "Kent".
Состав
Х-55 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения. (см. проекции сбоку , сверху , снизу ) Оперение цельноповоротное. В транспортном положении крыло и мотогондола убираются в фюзеляж, а оперение складывается (см.компоновочную схему). Двухконтурный турбореактивный двигатель Р-95-300, разработанный под руководством гл.конструктора О.Н.Фаворского, расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне. Р95-300 развивает статическую взлетную тягу 300..350 кгс, обладая поперечным размером в 315мм и длиной 850мм. При собственной массе 95кг весовая отдача Р-95-300 составляет 3.68кгс/кг - на уровне ТРД современных боевых самолетов. Р-95-300 создавался с учетом достаточно широкого полетного диапазона, свойственного крылатым ракетам, с возможностью маневра по высоте и скорости. Запуск двигателя осуществляется пиростартером, размещённым в хвостовом коке ротора. В полёте при выпуске мотогондолы для снижения сопротивления происходит удлинение хвостового кока фюзеляжа (кок выдвигается при помощи пружины, удерживаемой в натянутом состоянии нихромовой проволокой, которая пережигается электрическим импульсом). Для выполнения полетной программы и регулирования Р-95-300 оборудован современной автоматической электронно-гидромеханической системой управления. Помимо обычных сортов топлива (авиационного керосина Т-1, ТС-1 и других) для Р-95-300 было разработано специальное синтетическое боевое топливо Т-10 - децилин. Т-10 - высококалорийное и токсичное соединение, именно с этим топливом достигались максимальные характеристики ракеты. Особенностью Т-10 является его высокая текучесть, требующая особо тщательной герметизации и уплотнения всей топливной системы ракеты. Потребность в размещении значительного запаса топлива при ограниченных размерах привела к организации всего фюзеляжа Х-55 в виде бака, внутри которого в герметичных проемах размещаются крыло, боевая часть, арматура и ряд других агрегатов. Плоскости крыла складываются в фюзеляж, помещаясь одна над другой. При выпуске плоскости оказываются на разной высоте относительно строительной горизонтали изделия, фиксируясь с разными углами установки, из-за чего в полетной конфигурации Х-55 становится асимметричной. Складным выполнено и хвостовое оперение, все поверхности которого являются рулевыми, причем консоли шарнирно ломаются дважды. Фюзеляж ракеты выполнен полностью сварным из сплава АМГ-6. В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности. За счет небольшого миделя и чистоты обводов, ракета имеет минимальную ЭПР, что затрудняет ее обнаружение средствами ПВО. Поверхность корпуса не имеет контрастных щелей и острых кромок, двигатель укрыт фюзеляжем, широко использованы конструкционные и радиопоглощающие материалы. Обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена из специальных радиопоглощающих материалов на основе кремнийорганического композита. Система наведения ракеты является одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия. Ракета использует инерциальную систему наведения с коррекцией местоположения по рельефу местности. Цифровая карта местности, вводится в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система управления обеспечивает длительный автономный полет ракеты Х-55 независимо от протяженности, погодных условий и т.д. Обычный автопилот на Х-55 заменила электронная бортовая система управления БСУ-55, отрабатывавшая заданную программу полета со стабилизацией ракеты по трем осям, удержанием скоростного и высотного режима и возможностью выполнения заданных маневров для уклонения от перехвата. Основным режимом являлся проход маршрута на предельно малых высотах (50-100м) с огибанием рельефа, на скорости порядка M=0.5-0.7, соответствующей наиболее экономичному режиму. Х-55 оснащена вновь разработанной компактной термоядерной БЧ с зарядом мощностью 200Кт. При заданной точности (КВО не более 100м), мощность заряда обеспечивала поражение основных целей - стратегических центров государственного и военного управления, военно-промышленных объектов, баз ядерного оружия, пусковых ракетных установок, включая защищенные объекты и укрытия. Носителями ракеты являются дальние бомбардировщики ТУ-95МС и Ту-160. Каждый бомбардировщик Ту-95МС-6 может нести до шести ракет , расположенных на пусковой барабанной установке МКУ-6-5 катапультного типа в грузоотсеке самолета (см. фото). Вариант Ту-95МС-16 несет шестнадцать Х-55: шесть на МКУ-6-5, по две на внутренних подкрыльевых катапультных установках АКУ-2 у фюзеляжа и по три - на внешних установках АКУ-3, размещенных между двигателями. В двух грузоотсеках сверхзвукового Ту-160 может располагаться 12 крылатых ракет большой дальности Х-55СМ (с дополнительными баками) или 24 обычных крылатых ракеты Х-55.
Модификации ракеты:
Х-55ОК (изделие 121) отличается системой наведения с оптическим коррелятором по эталонному изображению местности. Модификация Х-55СМ (изделие 125) предназначена для поражения целей на удалении до 3500км. Система наведения осталась прежней, однако значительное повышение дальности потребовало почти полуторакратного увеличения запаса топлива. Чтобы не менять отработанную конструкцию по бокам фюзеляжа снизу оборудовали конформные баки на 260кг топлива, практически не повлиявшие на аэродинамику и балансировку ракеты. Такая конструкция позволила сохранить габариты и возможность размещения шести ракет на МКУ внутри фюзеляжа. Однако возросшая до 1465кг масса вынудила ограничить число ракет на подкрыльевых подвесах ТУ-95МС (может подвешиваться восемь Х-55СМ вместо десяти Х-55). Неядерный вариант Х-55 получил обозначение Х-555. Новая ракета оснащается инерциально-допплеровской системой наведения, сочетающей коррекцию по рельефу местности с оптико-электронным коррелятором и спутниковой навигацией. В результате КВО составило около 20м. Предусматривается возможность снаряжения Х-555 несколькими типами БЧ: фугасной, проникающей - для поражения защищенных целей или кассетной с осколочными, фугасными или кумулятивными элементами для удара по площадным и протяженным целям. В связи с увеличением массы БЧ был уменьшен запас топлива и соответственно дальность полета до 2000км. В конечном счете более массивная БЧ и новая аппаратура управления привели к увеличению стартовой массы Х-555 до 1280кг. Х-555 оснащается конформными подвесными баками на 220кг топлива. Х-65 - тактическая противокорабельная модификация Х-55 с обычной боеголовкой.
Испытания, эксплуатация
Первый полет опытного самолета-носителя Ту-95М-55 (ВМ-021) состоялся 31 июля 1978г. Всего на этой машине к началу 1982г. было выполнено 107 полетов и произведены пуски десяти Х-55. Самолет был потерян в катастрофе 28 января 1982г. на взлете из Жуковского из-за ошибки пилота. Испытания Х-55 шли весьма интенсивно, чему способствовала тщательная предварительная отработка системы управления на моделирующих стендах НИИАС. В ходе первого этапа испытаний было проведено 12 пусков, лишь один из которых завершился неудачей из-за отказа генератора энергосистемы. Помимо собственно ракеты, доводилась система управления оружием, с борта носителя осуществлявшая ввод полетного задания и выставку гироинерциальных платформ ракеты. Первый пуск серийной Х-55 был произведен 23 февраля 1981г. 3 сентября 1981г. был произведен первый зачетный пуск с первой серийной машины Ту-95МС. Испытания комплекса проводились на трассово-измерительном комплексе полигона 929-го ЛИЦ. Испытательные пуски Х-55 выполнялись практически во всем диапазоне полетных режимов носителя с высот от 200м до 10км. Запуск двигателя выполнялся надежно, скорость на маршруте, регулируемая в зависимости от снижения веса при выработке топлива, выдерживалась в диапазоне 720-830км/ч. При заданной величине КВО не более 100м в ряде пусков достигалось отклонение всего 20-30м. Первыми к освоению нового комплекса приступили в семипалатинском 1223-м ТБАП, куда 17 декабря 1982г. прибыли два новых Ту-95МС. С 1984г. переучиванию на Ту-95МС приступил соседний 1226-й ТБАП той же семипалатинской 79-й ТБАД. Одновременно шло оснащение Ту-95МС полков ДА в европейской части СССР - 1006 ТБАП в Узине под Киевом и 182-го гв. ТБАП в Моздоке, входившего в 106-ю ТБАД. В дивизии были сосредоточены более совершенные Ту-95МС-16. Первые Ту-160 поступили в апреле 1987г. в 184-й гв.ТБАП, находившийся в Прилуках на Украине. Уже через три месяца 1 августа 1987г. экипаж командира полка В.Гребенникова первым выполнил пуск Х-55. После распада СССР большая часть ракет Х-55 и их самолетов-носителей осталась за пределами России, в частности,в Казахстане и на Украине, где находилось, соответственно, 40 Ту-95МС в Семипалатинске, 25 в Узине и 21 Ту-160 в Прилуках. Вместе с самолетами на украинских базах оставалось 1068 ракет Х-55. С Казахстаном удалось договориться достаточно быстро, обменяв тяжелые бомбардировщики на предложенные российской стороной истребители и штурмовики. К 19 февраля 1994г. все ТУ-95МС были перегнаны на дальневосточные аэродромы, где ими были оснащены 182-й и 79-й ТБАП. Переговоры с Украиной тянулись долго. В конечном итоге в счет долгов за газ украинской стороной были переданы три ТУ-95МС и восемь Ту-160, перелетевшие в Энгельс в феврале 2000г. В конце 1999 г. 575 крылатых ракет воздушного базирования Х-55 и Х-55СМ также было доставлено из Украины в Россию. В российских ВВС все силы ДА объединены в 37-ю ВА. В ее составе к июлю 2001г. находились 63 самолета Ту-95МС с числящимися за ними 504 ракетами Х-55, а также 15 Ту-160. Первый практический пуск Х-55СМ с борта Ту-160 был выполнен экипажем полковника А.Д.Жихарева 22 октября 1992г. В июне 1994г. четыре Ту-95МС и Ту-160 принимали участие в учениях СЯС России, отработав тактические пуски над Северным морем и затем выполнив реальную стрельбу Х-55СМ на полигоне. В сентябре 1998г. группой из четырех Ту-95МС 184-го ТБАП были произведены пуски Х-55 в районе полигона Северного флота Чижа, откуда ракеты прошли 1500км до цели. В ходе учений "Запад-99"" в июне 1999г. пара Ту-95МС из Энгельса выполнила 15-часовой полет, дойдя до Исландии, и на обратном пути произвела пуск Х-55 по учебной цели в районе Каспия. В октябре 2002г. экипаж Ту-160 полковника Ю.Дейнеко в ночном полете прошел маршрутом над приполярными районами, выполнив практический пуск Х-55СМ. 14 мая 2003г. четверка Ту-95МС и шесть Ту-160 участвовали в учениях, охватывавших район Персидского залива и Индийского океана. Пуски Х-55 с борта Ту-95МС проводились и в ходе стратегической командной тренировки наземных, морских и воздушных СЯС в феврале 2004г.
Баллистическая ракета подводных лодок "Trident-2" (США)
Зона поражения, км: 11000 Калибр: 2,11 м Длина: 13.42 м Число ступеней: 2 Высота двигателя: 2,34 м Управление: инерциальное с астрокоррекцией Органы управления полетом: поворотные камеры основного двигателя. КВО ,м: 120 Мощность заряда: 100 Кт (W76) или 475 Кт (W88) Число боеголовок: 14 W76 или 8 W88 Стартовый вес: 57,5 т
В 1990 году были завершены испытания новой баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) "Trident-2" и она была принята на вооружение. Эта БРПЛ, как и предшествующая ей "Trident-1", входит в состав стратегического ракетного комплекса "Trident", носителем которого являются атомные ракетные подводные лодки (ПЛАРБ) типов "Огайо" и "Лафайет". Комплекс включает, кроме того, системы хранения и пуска ракет, а также управления ракетной стрельбой. Функционирование ракетного комплекса обеспечивает также вспомогательное оборудование.
Комплекс "Trident-2" превосходит "Trident-1" по мощности ядерных зарядов и их количеству, точности и дальности стрельбы. Увеличение мощности ядерных боезарядов и повышение точности стрельбы обеспечивают БРПЛ "Trident-2" возможность эффективно поражать сильно защищенные малоразмерные цели, в том числе шахтные пусковые установки МБР.
Состав
Твердотопивные БРПЛ "Trident-2" имеют по три ступени, соединенные переходными (соединительными) отсеками, а двигатель третьей ступени размещен в центральной части головного отсека . При этом основные массо-габаритные характеристики ракеты "Trident-2" значительно превышают аналогичные параметры "Trident-1".
Ракетные твердотопливные двигатели (РДТТ) всех трех ступеней имеют качающееся сопло облегченной конструкции, обеспечивающее управление по тангажу и рысканию. Сопла "Trident-1" изготовлены из композиционного материала на основе графита и имеют большую стойкость к эрозии, а сопла и сопловые насадки "Trident-2" - из новых материалов, обеспечивающих работу при повышенных давлениях в течение более продолжительного времени и при использовании топлива большей активности.
Управление вектором тяги (УВТ) ракеты на активном участке траектории полета БРПЛ по тангажу и рысканию осуществляется за счет отклонения сопел. Управление по крену на участке работы двигателей всех трех ступеней не производится. Накапливающееся за время работы РДТТ отклонение по крену компенсируется в процессе работы двигательной установки головной части (отсека) ракет. Углы поворота сопел РДТТ являются небольшими и не превышают 6-7°. Максимальный угол поворота сопла определен исходя из величины возможных случайных отклонений, вызванных подводным запуском и разворотом ракеты. Угол поворота сопла для коррекции траектории полета после завершения работы РДТТ и отделения ступеней ракеты обычно составляет 2-3°, а во время остального полета - 0,5°.
Увеличение массы топлива первой и второй ступеней, а также использование ракетного топлива с большим удельным импульсом и введение некоторых конструктивных изменений позволили увеличить дальность стрельбы БРПЛ "Trident-2" в сравнении с "Trident-1" примерно на 3000 км при том же забрасываемом весе.
Головные части (ГЧ) ракет, разработанные фирмой "Дженерал электрик", включают приборный отсек, боевой отсек, двигательную установку и головной обтекатель с носовой аэродинамической иглой. В приборном отсеке размещены различные системы (управления и наведения, ввода данных на подрыв боеголовок, разведения боеголовок), источники электро-питания и другое оборудование. Система управления и наведения управляет полетом ракеты на этапах работы ее маршевых двигателей и разведения боеголовок. Она вырабатывает команды на включение, выключение, отделение РДТТ всех трех ступеней, включение двигательной установки ГЧ, проведение маневров коррекции траектории полета БРПЛ и нацеливание боеголовок.
Система управления и наведения БРПЛ "Trident-1" типа Мк5 включает два электронных блока, установленных в нижней (задней) части приборного отсека, В первом блоке (размером 0.42x0.43x0.23м, массой 30 кг) размещены ЭВМ, формирующая управляющие сигналы, и управляющие цепи. Во втором блоке (диаметр 0.355 м, масса 38.5 кг) размещена гиростабилизированная платформа, на которой установлены два гироскопа, три акселерометра, астродатчик, а также оборудование термостатирования. Аналогичная система Мк6 есть и на БРПЛ "Trident-2".
Система разведения боеголовок обеспечивает выработку команд на маневрирование ГЧ при нацеливании боеголовок и их отделение. Она установлена в верхней (передней) части приборного отсека. Система ввода данных на подрыв боеголовок записывает необходимую информацию в ходе предстартовой подготовки и вырабатывает данные высоты подрыва каждой боеголовки.
В боевом отсеке "Trident-1" размещается до восьми боеголовок W-76 мощностью по 100 кт, расположенных по окружности, а "Trident-2" (благодаря значительно увеличенной тяговооруженности) - восемь боеголовок марки W-88 мощностью 475 кт каждая, или до 14 W-76.
Двигательная установка ГЧ состоит из твердотопливных газогенераторов и управляющих сопел, с помощью которых регулируется скорость головной части, ее ориентация и стабилизация. На "Trident-1" она включает два газогенератора (пороховой аккумулятор давления - рабочая температура 1650° С, удельный импульс 236 с, высокое давление 33 кгс/см2, низкое давление 12 кге/см2) и 16 сопел (четыре передних, четыре задних и восемь стабилизации по крену). Масса топлива двигательной установки 193 кг, максимальное время работы после отделения третьей ступени 7 мин. В двигательной установке ГЧ ракеты "Trident-2" используется четыре твердотопливных газогенератора, разработанные фирмой "Atlantic research".
Головной обтекатель предназначен для защиты головной части ракеты при ее движения в воде и плотных слоях атмосферы. Сброс обтекателя производится на участке работы двигателя второй ступени. Носовая аэродинамическая игла применена на ракетах "Trident-2" в целях снижения аэродинамического сопротивления и увеличения дальности стрельбы при существующих формах их головных обтекателей. Она утоплена в обтекателе и выдвигается телескопически под воздействием порохового аккумулятор давления. На ракете "Trident-1" игла имеет шесть составных частей, выдвигается на высоте 600м в течение 100 мс и уменьшает аэродинамическое сопротивление на 50 проц. Аэродинамическая игла на БРПЛ "Trident-2" имеет семь выдвижных частей.
Система хранения и пуска ракет предназначена для хранения и обслуживания, защиты от перегрузок и ударов, аварийного выброса и запуска ракет с ПЛАРБ, находящейся в подводном или надводном положении. На подводных лодках типа "Огайо" такая система имеет наименование Мк35 мод. О (на кораблях с комплексом "Trident-1") и Мк35 мод. 1 (для комплекса "Trident-2"), а на переоборудованных ПЛАРБ типа "Лафайет" - Мк24. В состав систем Мк35 мод.О входят 24 шахтные пусковые установки (ПУ), подсистема выброса БРПЛ, подсистема контроля и управления пуском и погрузочное оборудование ракет. ПУ состоит из шахты, крышки с гидравлическим приводом, уплотнения и блокировки крышки, пускового стакана, мембраны, двух штеккерных разъемов, оборудования подачи парогазовой смеси, четырех контрольно-наладочных люков, 11 электрических, пневматических и оптических датчиков.
Шахта представляет собой стальную конструкцию цилиндрической формы и является неотъемлемой частью корпуса ПЛАРБ. Сверху ока закрывается крышкой гидравлическим приводом, которая обеспечивает герметизацию от воды и выдерживает такое же давление, что и прочный корпус лодки. Между крышкой и горловиной шахты имеетея уплотнение. Для предотвращения несанкционированного открывания крышка оснащена блокирующим устройством, которое также обеспечивает блокировку уплотнительно-зажимного кольца крышки ПУ с механизмами открытия контрольио-наладочных люков. Это предотвращает одновременное открытие крышки ПУ и контрольно-наладочных люков, за исключением этапа погрузки-выгрузки ракет.
Внутри шахты установлен стальной пусковой стакан. Кольцевой зазор между стенками шахты и стакана имеет уплотнение из эластомерного полимера, выполняющее роль амортизаторов. В зазоре между внутренней поверхностью стакана и ракетой размещены амортизирующие и обтюрирующие пояса. В пусковом стакане БРПЛ устанавливается на опорное кольцо, которое обеспечивает ее азимутальную выставку. Кольцо закреплено на амортизационных устройствах и центрирующих цилиндрах. Сверху пусковой стакан перекрыт мембраной, которая предотвращает попадание забортной воды в шахту при открывании крышки. Жесткая оболочка мембраны толщиной 6,3 мм имеет куполообразную форму диаметром 2,02 м и высотой 0,7 м. Она изготовлена из фенольной смолы, армированной асбестом. К внутренней поверхности мембраны приклеивается пенополиуретан низкой плотности с открытыми ячейками и сотовый материал, сделанный по форме носовой части ракеты. Это обеспечивает защиту ракеты от силовых и тепловых нагрузок при вскрытии мембраны с помощью профилированных зарядов взрывчатого вещества, установленных на внутренней поверхности оболочки. При вскрытии оболочка разрушается на несколько частей.
Тактико-технические характеристики: Разработчик.....................................................МКБ «Радуга» Обозначение....................................................Х-90......ГЭЛА Кодовое наименование НАТО............................AS-19 «Koala» Тип..................................................................стратегическая крылатая ракета гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат Система управления.........................................инерциальная и радиокомандная Носитель..........................................................Ту-95 Длина, м...........................................................ок.12 Размах крыла, м................................................6,8-7 Масса, кг Число боеголовок.............................................2 Двигатель.........................................................ГПВРД Ускорите ль.......................................................РДТТ Скорость полета, М=.........................................4-5 Высота, м пуска................................................7000 полета..............................................................7000-20000 Д альность, км...................................................3000
Важнейшим направлением работ МКБ «Радуга» стало освоение гиперзвуковых скоростей. Борьба за скорость всегда была одним из ключевых направлений повышения эффективности летательных аппаратов «Радуги». В среднем 10 лет уходило на прирост числа М на одну единицу. В 1960-е годы было достигнуто М=1,0-1,5, в 70-е - 2,5-3, в 80-е - 3-4. Каждая единица М - это новая аэродинамика, согласующаяся с требованиями технологии «Стелс», новые конструкционные решения, методы расчетов, новая металлургия, экспериментальная проверка всего... Появление летательных аппаратов с М=5 имеет первостепенное значение как для укрепления обороноспособности страны, так и для создания принципиально новых транспортных средств ХХI века. В МКБ «Радуга» были разработаны несколько опытных образцов и проектов гиперзвуковых моделей для испытаний гиперзвуковых авиадвигателей, две из которых (Модель 1 и Модель 2) были испытаны в полетах соответственно в 1973-78 и в 1980-1985 гг. Информацию об этом МКБ совместно с ЦАГИ предоставил на авиасалоне МАКС-97. В начале 1990-х годов в МКБ была разработана система нового класса - гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА). На Западе бытует название крылатая ракета AS-19 Koala (ранее обозначение AS-X-19 использовалось для КР «Метеорит»), поскольку изначально система имела военное назначение. Эта сверхзвуковая крылатая ракета Х-90 с дальностью 3000 км создавалась для замены Х-55. Ракета может нести две боеголовки с индивидуальным наведением, способных поразить две цели удаленных на 100 км. Носителем Х-90 мог стать удлиненный вариант Ту-160М. Работа над ракетой была приостановлена в 1992. Посетители выставки МАКС-95 могли видеть ее на открытой стоянке у павильона МКБ «Радуга». Аппарат длиной около 12 м оснащен гиперзвуковым воздушно-реактивным двигателем, использующим углеводородное топливо. Его старт осуществляется с самолета-носителя Ту-95. После сброса ГЭЛА раскрывается треугольное складное крыло и вертикальное оперение, запускается твердотопливный двигатель, размещенный в камере сгорания ГПВРД и разгоняющий аппарат до сверхзвуковой скорости. Затем вводится в действие маршевый двигатель, обеспечивающий крейсерский гиперзвуковой полет при М= 4-5. На МАКС-99 была показана ГЛЛ, созданная в МКБ «Радуга», оснащенная керосиновым прямоточным двигателем, не имеющим аналогов в мире. Аппарат может совершать длительный (3400 сек!) маршевый полет со скоростями М=2.3–4.5 на высотах от 8 до 27 км. До недавнего времени за рубежом не было аналогов этой системы. В то же время противоречивые сообщения об американском гиперзвуковом летательном аппарате, ранее известном как Аврора, свидетельствовали о проведении там работ в этом направлении. Однако стоимость летных экспериментов и затраты на изготовление опытных летательных аппаратов очень велики. Ряд проектов и программ, разработанных и реализуемых в США (HySTR, Hyper-X, Х-34), предусматривает создание летающих лабораторий как на базе снимаемых с вооружения стратегических МБР, так и путем создания новых специализированных летающих лабораторий. При этом стоимость проведения одного летного эксперимента составляет десятки миллионов долларов при использовании МБР и до 4,5 миллиона долларов для специализированной ГЛЛ Х-34. Общая стоимость программы создания 50-тонной ГЛЛ Х-34 составляет более 175 млн. долларов.
Сообщение отредактировал STALKER-Garik - Воскресенье, 06.09.2009, 17:59
Максимальная дальность стрельбы, км 10 (по другим данным 15) Габариты, мм: - длина 2980 - диаметр 166 - размах крыла 488 Стартовая масса, кг 89 Масса БЧ, кг 17
Управляемые авационные ракеты ближнего радиуса действия V3E A-Darter предназначены для перехвата и уничтожения самолётов и вертолётов всех типов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет при активном информационном, огневом и маневренном противодействии противника.
Ракета разрабатывается с 1995г. южноафриканской компанией "Kentron", входящей в корпорацию "Denel Aerospace Systems". Ракетами V3E A-Darter планируется оснащать южно-африканские истребители "Gripen". Программа создания V3E A-Darter испытывает значительные финансовые затруднения, однако, не сворачивается т.к. рассматривается как средство обеспечения независимости ЮАР в критически важных для обороноспособности страны технологиях.
В апреле 2006 года было достигнуто соглашение об участии Бразилии в финансировании, разработке и совместном производстве ракет V3E A-Darter (52 млн.$). С бразильской стороны в реализации проекта принимают участие фирмы "Mectron", "Avibras" и "Atech". По планам ВВС Бразилии в результате реализации этой программы в 2015г. новые ракеты должны заменить MAA-1 Piranha, состоящие в настоящее время на вооружении истребителей F-5M. В перспективе компания "Denel" рассчитывает на дополнительный заказ для новых истребителей ВВС Бразилии, которые будут закуплены в рамках тендера по программе F-X2 с участием F-18E/F Super Hornet, Dassault Rafale и Saab Gripen NG.
В феврале 2009г. завершен первый этап испытаний ракеты A-Darter. Целью проведенных испытаний являлась оценка динамических характеристик ракеты и эфеективности системы наведения. Полученные результаты признаны удовлетворительными. Летные испытания УР A-Darter планируется начать в 2010г., подписание контрактов с заказчиками - ВВС ЮАР и Бразилии -2011г.
Ракета A-Darter выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имеет цилиндрический корпус с небольшими аэродинамическими гребнями. В средней части ракеты размещен двухрежимный РДТТ, снаряжаемый зарядом малодымного смесевого топлива. В хвостовой части расположены аэродинамические рули, блок системы управления вектором тяги двигателя (СУВТ) и приемник линии передачи данных.
Для управления аэродинамическими рулями и дефлекторами СУВТ используются высокомоментные сервоприводы. СУВТ обеспечивает маневрирование ракеты с собственной перегрузкой до 100g. Разворот на 180° ракета A-Darter способна выполнять менее чем за 2 секунды. Максимальная скорость полета более 2М.
Боевая часть - осколочно-фугасная весом 17кг, приводится в действие неконтактным лазерным или контактным взрывателями. Заряд взрывчатого вещества выполнен из тротил-гексогеновой смеси с добавлением алюминия (Torpex-2A).
УР A-Darter оснащена тепловизионной ГСН с улучшенной биспектральной матрицей. Вес ГСН - 10,5 кг, поле зрения - ±90°. Система обработки изображения,поступающего с приемника ТГСН, обеспечивает высокую степень защищенности от организованных и естественных помех. Обтекатель ГСН выполнен из материала, основу которого составляет искусственный сапфир.
Инерциальная система управления ракеты построена на базе микроэлектромеханического измерительного модуля SiIMU02, выполненного по MEMS-технологии (разработка фирмы " Silicon Sensing"). SiIMU02 обеспечивает измерение параметров угловых и линейных перемещений по трем осям с помощью микромеханических акселерометров и кольцевых кремниевых гироскопов VSG-3. Модуль массой менее 210г выполнен в герметичном корпусе и способен выдерживать ускорение до 20000g. Напряжение питания - 5В, энергопотребление менее 3.75Вт.
Система наведения A-Darter обеспечивает:
*пуск за пределами визуальной видимости (режим BVR - "Beyond Visual Range") с захватом цели на траектории по целеуказанию от БРЛС самолета-носителя;
*пуск в режиме захвата цели ТГСН в подвеске под носителем;
пуск при углах визирования цели более 90° (стрельба "через плечо") с захватом цели ТГСН на траектории по целеуказанию от инерциальной системы или нашлемной системы целеуказания на углах визирования, находящихся за пределами углов отклонения координатора.
*Нашлемная система целеуказания "Guardian" для ракеты V3E A-Darter была создана фирмой "Kentron" совместно с "Pilkington Optronics". Пространственное положение шлема отслеживается двумя телекамерами по светодиодам, расположенным на шлеме. Вес шлема с НСЦ "Guardian" составляет 1,6 кг.
Для пуска ракеты A-Darter могут использоваться стандартные пусковые устройства LAU-7 УР AIM-9X . Сопряжение с бортом самолета-носителя выполнено по стандарту MIL-STD-1553B.