Интервью с Левицким и Боблом -- Приветствую, Андрей! Перейдем сразу к делу ) Как получилось, что ты начал писать книги для проекта «S.T.A.L.K.E.R.»?
А.Левицкий: - Мне прислал письмо Василий Мельник, редактор «ЭКСМО» (теперь уже не секрет, что он же — Василий Орехов), и предложил написать роман для этой серии. Не уверен, что взялся бы за это, если бы не имел к теме совсем никакого отношения, но к тому времени я совместно с некоторыми работниками GSC занялся сценарием аддона «Чистое небо». То есть я не писал сценарий непосредственно, не прописывал диалоги или конкретные нюансы квестов, но разрабатывал общую концепцию. Работа к тому времени шла уже несколько месяцев, я целиком погрузился в игру, у меня в голове постоянно сами собой возникали новые локации для нее, персонажи, события... В общем, уже само собой началось то, что обычно происходит перед тем, как приступаешь к новому роману. Поэтому я и согласился – к тому моменту мне уже самому хотелось взяться за это, работа над книгой стала естественным продолжением работы над сценарием.
-- Что из придуманного тобой не вошло в «S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky»? Вообще – много ли осталось от начального сценария и как шла работа над ним?
А.Левицкий: - Мне сейчас трудно конкретно вспомнить, что именно не вошло, настолько о многом это можно сказать По сути — почти ничего не вошло, лишь какие-то самые общие моменты. Лагерь Чистого Неба на болотах остался примерно в таком виде, как мы его придумали, завязка более-менее та же (хотя вступительный ролик я предлагал с другим сюжетом). Или, к примеру, такой момент: для аддона был придуман «квестовый» персонаж Картограф, напоминающий Болотного Доктора – то есть полумистическая личность с нечеловеческими способностями, наблюдающий за Зоной и делающий карты особо таинственных и опасных мест. По идее, он обитал в старенькой церкви, которую переоборудовал под себя. На ней висела спутниковая антенна, внутри были всякие старые мониторы, бобинные магнитофоны, провода, все это крутилось, мигало, трещало... В общем, такая техномистика. Мы прописали роль Картографа в аддоне, какие квесты он дает, какими знаниями и способностями обладает. По-моему, его даже нарисовали и отмоделили, хотя могу и ошибаться. Так или иначе, позже из аддона он исчез, его квестовую функцию частично взял на себя Лесник, а церквушку, оставшуюся без антенн и прочего, вы могли видеть на болоте, где начинается сюжет аддона. Позже я ввел ее в «Сагу смерти». Ну а как проходила работа... Ну, я пару раз в неделю приезжал в GSC, мы с Русланом Диденко и Антоном Большаковым брали кофе, садились где-нибудь к конференц-зале и долго спорили. Иногда присутствовал еще кто-нибудь. Обычная работа, в общем.
-- Ты выиграл в конкурсе синопсисов для кино по мотивам игры. Какое развитие событий возымела эта сторона твоего творчества? Начаты ли работы над фильмом?
А.Левицкий: - До фильма еще как до луны. По сценарию — да, начали работать, но тут мне пока нечего рассказывать. Все еще слишком зыбко, неопределенно. Одно могу сказать: если фильм будет, то – не экранизация какого-нибудь романа серии, моего или другого автора, я сразу предложил, чтобы там был новый сюжет. Хотя в фильме, вероятно, будут присутствовать некоторые персонажи из книг. А что касается конкурса синопсисов, то я участвовал с соавтором, профессиональным сценаристом, вероятно, это и помогло победить. И я специально взял псевдоним и открыл новый почтовый ящик, чтобы жюри не знало, кто автор синопсиса. Тем приятнее было получать приз.
-- Сколько псевдонимов у тебя, как писателя? Зачем так много вымышленных имен – ты стесняешься какой-то из сторон своей литературной деятельности? ))
А.Левицкий: - В общей сложности - с пол-десятка, кажется. Я не стесняюсь, конечно, просто так интереснее.
-- Как ты относишься к тому, что некоторые читатели обвиняют твои книги в излишней фантастичности, оторванности от реальности?
А.Левицкий: - Меня это радует. Значит, сочинил что-то интересное. Современная русскоязычная фантастика, на самом деле, «фантастика без фантастики». На этом вопросе можно остановиться подробнее. Очень упрощенно говоря, фантастика состоит из элементов и связей между ними. Элементы — это какие-то образы, идеи, персонажи, а связи — это события, приключения. Так вот большинство современных фантастов придумывают связи – но не элементы. Допустим, такой «фантаст» пишет фэнтези. Он берет стандартный джентельменский набор: эльфов с ушами, гномов с топорами, магов, замки, воинов, если кто-то хочет соригинальничать – каких-нибудь воинственных амазонок. Из этого всего получается стандартно-фэентезийный мир, и дальше автор просто выдумывает разные приключения внутри этого мира. И всё. То есть автор не привносит в жанр ничего нового, никак не развивает его, вообще ничего от себя не добавляет. Придумать очередной набор приключений — для этого много ума не надо. Вообще никакого не надо. То же самое касается, допустим, космической фантастики, только там другой стандартный набор. В киберпанке (вернее — в том, что сейчас называют киберпанком) свой: могущественная корпорация, искусственный интеллект, таинственная организация хакеров-бунтарей, молодой хакер-маргинал... Вот из этого в основном и состоит современная фантастика — куча старья, протухшей каши, которую каждый автор замешивает по-своему в меру своих способностей. И читатели привыкли питаться этой тухлятиной. Они думают, что такой фантастика и должна быть. Когда им попадается что-то, где присутствует именно _фантастика_, то есть какие-то новые элементы, а не только бесконечная перетасовка связей между ними, у многих закипают мозги и они, вместо того чтобы попытаться осознать нечто, выходящее за рамки их воображения, начинают вопить: «Бред!».
-- Серия не так давно сменила издателя. Многие авторы остались, в итоге, не у дел. Как ты умудрился так легко и быстро «подружиться» с «АСТ»?
А.Левицкий: - Я давно сотрудничал с ЭКСМО, но и с GSC тоже. И этот переход был для меня... ну, болезненным. Я получился как бы между двух огней. К сожалению, не слишком приятная ситуация, которую я не хочу комментировать. Все это вопрос внутренней кухни, взаимоотношений между издателями и держателями лицензии, не буду ее касаться.
-- Обложка следующей книги из серии «Сага смерти» будет оформлена в том же стиле, что и первая? Как ты вообще относишься к вопросу оформления своих книг?
А.Левицкий: - Как сказал один фантаст (кажется, Леонид Каганов): писатель отвечает за текст, а не за контекст. Мне, конечно, нравится, когда обложка оформлена красиво и «в тему», но, в конечном счете, этим занимается издатель. В этом смысле книгу можно сравнить с леденцом. Автор делает леденец, а обертку для него — издательство, оно же леденец и продает. Это их дело, не мое. Что касается следующей после «Мглы» книги, то ее будет оформлять Иван Хивренко (художник, ранее делавший иллюстрации к серии в «ЭКСМО» - прим.), так что она будет в другом стиле.
-- Как ты прокомментируешь высказывания о том, что Левицкий «штампует» романы один за другим?
А.Левицкий: - Могу порекомендовать тем, кто так говорит, попросить нанять им преподавателя по математике. «Выбор оружия» был написан летом 2007го. Сейчас начинается лето 2009, то есть прошло два года. Что я написал за это время? Три самостоятельных романа и три в соавторстве (хотя последний еще не доредактирован). Те что в соавторстве — считаем примерно за половину, так как там работа двух людей. Складываем три и полтора... итого написано 4,5 романа. Теперь делим это на два, что получаем? Два с «хвостиком» романа в год. Это много? В принципе, да, но некоторые и по 4 роман в год пишут, а то и по 5. Конечно, за эти два года у меня вышли еще две книги (обе в соавторстве) не в серии «S.T.A.L.K.E.R.». Но обе были написаны ГОРАЗДО раньше (например, одна из них, прежде чем быть опубликованной, пролежала в издательстве около девяти месяцев, другая — и того дольше). Так что – учимся складывать и делить.
На самом деле, все такие разговоры связаны просто вот с чем: среди читателей серии есть те, кому мои книги нравятся, а есть те, кому не нравятся. Среди тех, кому они не нравятся, есть нормальные люди, а есть и особо продвинутые, которые не способны отделить отношение к книге от отношения к автору этой книги. Если роман не понравился — они ни за что не признают, что это просто дело вкуса. Им обязательно надо попытаться доказать, что роман объективно плох, плюс к этому еще и желательно убедить окружающих (и прежде всего убедить самих себя), что и автор этого романа плохой человек. Халтурщик, «штампует» книги одну за другой, или еще что-нибудь этакое. Лично я, когда начинаю читать какую-то книгу, и она мне не нравится, просто откладываю ее в сторону и забываю о ней, а не пытаюсь убедить всех, что ее автор - маньяк, который по ночам охотится на прохожих.
-- Какой твой роман в серии «сталкер» выйдет в дальнейшем?
А.Левицкий: - Сейчас со Львом Жаковым мы заканчиваем редактуру романа под рабочим названием «Змееныш» («Мутант») - про человека, родившегося в Зоне. Условно роман можно назвать приквелом к «Саге смерти» (вообще же, действие происходит до событий романа «Сердце Зоны»). Мне пока трудно судить об этом романе более-менее объективно, но он получился явно легче, чем «Охотники на мутантов», и менее боевиковым. Хотя экшн-сцены там, конечно, тоже есть, но акцент не на них. В романе очень много персонажей, я не считал, но их, наверное, с полсотни — сталкеры, наемники, бандиты, военные.
-- Когда он будет опубликован?
А.Левицкий: - Предположительно, в августе.
-- Какие еще планы?
А.Левицкий: - Во-первых, мы с Александром Шакиловым пишем роман-постапокалипсис под рабочим названием «Технотьма» (первую часть «Кланы Пустоши» можно прочесть в сети). Во-вторых, есть идея совместной книги с одним из авторов серии (не Львом Жаковым или Алексеем Боблом). До сих пор в серии выходили либо романы, либо сборники рассказов непрофессиональных авторов. Мы хотим написать так называемый «роман в рассказах». Представьте себе ситуацию: главный герой, сталкер, не супермен, не крутой боец, но умный, проницательный человек. Где-то неподалеку происходит убийство, и ему удается быстро отыскать убийцу исключительно благодаря наблюдательности и хитрости. Сведения об этом расходятся по Зоне, где заинтересованные люди вообще всегда быстро узнают все, что им необходимо знать. И вот — к этому сталкеру начинают обращаться с предложениями распутать какое-нибудь очередное преступление. То у богатого скупщика ограбят склад, то у командира базы Долга похитили ребенка, которого он привез в Зону, то происходит какой-то мистический случай, связанный с контролерами... Сталкер расследует эти дела и постепенно подбирается к главной тайне, связанной с О-сознанием. То есть получается такой своеобразный «Детектив Зоны», сборник, в котором сталкер-сыщик действует не кулаками и пистолетом, а умом.
Вопросы Алексею Боблу:
-- Алексей, день добрый! Начнем с начала. Как давно ты пишешь? Насколько легко было пробиться с романом в «раскрученную» серию к крупному издателю?
А. Бобл: - Первый рассказ написал в 2007, до этого были попытки, но я слишком критично отношусь к тому, что пишу. Было понятно, что помимо таланта (про который я тоже не знал, есть он у меня или нет) необходим опыт, умения, и нужно где-то эти умения почерпнуть. Так я попал на сайт Мошкова «САМИЗДАТ» и стал участвовать в конкурсах фантастических рассказов.
В серию, на мой взгляд, не нужно пробиваться, ведь любой автор, будь он начинающий или опытный, с именем, придумав интересный сюжет, владея литературным языком, жизненным опытом и терпением, сможет попасть в любую серию. Это первый опыт для меня, очень благодарен Андрею Левицкому, с ним интересно сотрудничать, для себя я почерпнул много нового в методах создания произведения, работы над текстом, над образами главных героев.
-- Что подвигло тебя написать именно для «сталкерской» серии?
А. Бобл: - Я долго приглядывался к книгам по серии, думая: по игре вряд ли что-то стоящее могут написать. Но – когда купил и прочел, меня увлек мир Зоны, я купил игру и еще несколько книг, еще походил по интернету, обнаружил много интересной информации. И в апреле 2008 года у меня возникла идея написать роман.
-- Почему ты решил написать именно о военных сталкерах?
А. Бобл: - Хотелось сделать книгу отличной от уже вышедших. Поэтому, когда изучил персонажей игры, решил сделать главными героями военных сталкеров. Ведь в книгах практически не раскрыты моменты жизни военных в Зоне отчуждения.
-- Можно узнать о твоем военном прошлом? Или это военная тайна?))
А. Бобл: - Военное прошлое – громко сказано. Я служил в 51 гв. ПДП срочную службу. Мне повезло с командирами (я до сих пор общаюсь с офицерами и однополчанами, встречаюсь, как-то стараюсь помочь родной воинской части, если предоставляется такая возможность). Я благодарен за науку своим командирам, удачи и здоровья им.
-- Что ты почувствовал, когда увидел свою книгу в печатном варианте? Каково это – видеть свой роман на прилавках магазинов и слушать (читать) отзывы о нем?
А. Бобл: - Работа над книгой (меня) сильно вымотала. Честно, я даже не думал, что это так тяжело. Хотя, сравнивать особо не с чем… Но восторг испытал, когда взял в руки сигнальный экземпляр.
Что касается отзывов, участвуя в конкурсах на «САМИЗДАТЕ», я морально подготовился к критике. Хорошо, когда критика имеет под собой почву. Положительные отзывы всегда радуют, негативные (если обоснованы) – помогают в дальнейшей работе над книгами, учесть ошибки и сделать текст лучше.
-- Чувствуешь ли ты себя знаменитым? Приходят ли предложения о написании новых книг от издателей?
А. Бобл: - Знаменитым не чувствую. Предложений пока нет.
-- Будешь продолжать писать дальше? Увидим ли мы твое имя в сталкерской серии снова? Если да – то о чем и о ком будут новые книги?
А. Бобл: - Да, надеюсь, что осенью выйдет роман под названием «Пуля-квант». В книге будет новый главный герой, а также множество из «Воинов Зоны» и некоторых других романов. Отчасти некоторые события романа будут пересекаться с книгой «Воины Зоны».
-- В сети очень много замечаний насчет скомканости финала «Воинов Зоны». Тебе не хватило времени, мастерства или каких-то других факторов, чтобы выдержать концовку на общем уровне произведения?
А. Бобл: - Я не считаю концовку скомканной, финал динамичный, но он таким был задуман изначально. Весь роман такой. А вот на счет сроков, вы правы, тут пришлось попотеть, наверное, поэтому я ощущал себя таким уставшим после окончания работы.
Вопросы обоим авторам:
-- Романы серии сталкер вызывают большое количество комментариев на многих сайтах. Следите ли вы за ними? Какого Вы о них мнения?
А.Левицкий: - Я дважды пытался читать комментарии, один раз примерно спустя месяц после выхода «Выбора оружия», второй — через месяц после выхода «Сердца Зоны». Честно скажу: такого потока противоречивых глупостей за один раз мне не попадалось на глаза даже когда я зачем-то заглянул в библиотеку «фэнзин», печально знаменитую особо выдающимся идиотизмом многих своих комментаторов. Помнится, один комментатор возмущался, что ВЗ начинаются с Чернобыля, а ведь тот даже не входит в Зону отчуждения! Интересно, где этот человек живет, наверное, на Марсе? Может, в их марсианскую Зону Чернобыль и не входит, а у нас на Земле — входит. Другие кричали что-то про то, что по Зоне невозможно ездить на машине, почему Химик с Пригоршней раскатывают на вездеходе? А ведь на самом деле «S.T.A.L.K.E.R.» и начинался с того, что по Зоне можно было ездить, насколько знаю, сделали даже модели машин, возможность передвигаться не только пешком была вставлена в программный движок... потом от этой концепции по разным причинам отказались, я же просто вернулся к ней в романе. То есть эти так называемые «фанаты» не знают историю игры, от которой фанатеют, не разбираются в материале. Еще кто-то доказывал, что в Зоне вообще нет места для перемещения на машине, мол, Зона слишком мала. Любопытно, этот молодой человек когда-нибудь в Зоне бывал? Вот я — бывал. И места там хоть отбавляй, а игровая Зона еще и гораздо больше реальной, так как иногда расширяется из-за выбросов. Больше я отзывы не читаю, даже когда соавторы присылают ссылки на некоторые особо выдающиеся перлы, и по ним редко хожу.
-- Как Вы считаете, нужно ли писателю обращать внимание на комментарии?
А.Левицкий: - Ни в коем случае. Писатель, следящий за отзывами, волей-неволей пытается подстроиться под них, под вкусы читателей. Но это, во-первых, невозможно (например, как-то я за пять минут прочитал три таких отзыва про ВО: роман слишком далек от игры, мне это не понравилось; роман слишком близок к игре, мне это не понравилось; роман слишком близок к игре, мне понравилось). Во-вторых, писатель — не проститутка, он должен писать только сообразуясь со своим вкусом, а не подстраиваться под клиентов. Нельзя подлизываться к читателям, пытаться угодить им, даже в такой сугубо развлекательной литературе. Прислушиваться стоит только к мнению квалифицированных профессиональных лит-критиков.
-- Почему в интернете можно найти две разные обложки к роману «Воины Зоны», на одной стоит два имени, на другой только имя А. Бобла? Фэйк?
А.Бобл: - На своей страничке на СИ (сетевой ресурс «СамИздат», http://zhurnal.lib.ru – прим.), я комментировал этот факт. Когда появился рисунок обложки, то я вывесил его в интернете, а фанаты уже изготовили обложку, самостоятельно прописав два имени. Андрей Левицкий полноправный соавтор романа «Воины Зоны», о чем и сказано в авторской благодарности.
-- Вы читаете другие книги серии? Какого о них мнения?
А.Бобл: - Читаю, что-то нравится, что-то не очень. У каждого автора свой взгляд на Зону – это несомненный плюс для серии, т.к. охватывает большую группу читателей, появляются новые поклонники.
А.Левицкий: - Некорректно высказываться про другие книги в серии, для которой сам пишешь. Но мне понравился «Дезертир».
-- Какие писатели или книги оказали на вас наибольшее влияние? Что вообще вы предпочитаете читать?
А.Левицкий: - Фантастику сейчас читаю мало, больше нравятся какие-то научно-популярные или специальные книги. Трудно припомнить всех, кто оказал влияние, сходу в голову приходят... Ну, к примеру. «Убить пересмешника», «Записки Пиквикского клуба», рассказы О Генри, трилогия «Освободитель» Рэя Олдриджа, некоторые вещи Джека Лондона, некоторые романы Стругатских, Грэма Грина, сказки Гофмана, и очень много из Станислава Лема.
А.Бобл: - В юношестве: Стругатские, Шекли, Гамильтон – список длинный. Сейчас я очень мало читаю. Работа и семья занимают много времени.
-- Что бы вы пожелали читателям и геймерам?
А.Левицкий: - Побольше бывать на свежем воздухе и не портить себе зрение.
А. Бобл: - Хорошего настроения, побольше радостных моментов и удачи во всем!
Инфа взята из оф литературного портала