PDA
Приветствуем, Бродяга!
------------
Приветствую тебя, Сталкер!
Ну что стоишь? Проходи, не стесняйся.
Мы рады любым гостям!
------------
Вход

Регистрация


Опрос
Нужны ли нам конкурсы?
1. Да!
2. Все и так отлично
3. Нет
4. Вообще ничего не нужно
Всего ответов: 683

Статистика


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Stasy  
Форум » Зона отчуждения » Это интересно » Международные проекты (Международные проекты, связанные с Зоной отчуждения)
Международные проекты
GalleXДата: Пятница, 23.01.2009, 11:59 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





ХОЯТ-2

Хранилище отработавшего ядерного топлива (ХОЯТ-2)

Строительство ХОЯТ-2 финансируется со Счета ядерной безопасности Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Объект ХОЯТ-2 предназначен для приема, подготовки к хранению и установке на хранение отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС) и отработавших дополнительных поглотителей (ОДП), хранящихся на Чернобыльской АЭС.

Производительность объекта ХОЯТ-2:

ХОЯТ-2 обеспечит приемку на хранение, подготовку к хранению и хранение в течение 100 лет более 21000 ОТВС РБМК-1000 при производительности 2500 ОТВС в год.

На Чернобыльской АЭС хранение отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС) осуществляется в хранилище мокрого типа (ХОЯТ-1), в приреакторных бассейнах выдержки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) на блоках №1-3 и в реакторе энергоблока № 3.

За историю своей эксплуатации Чернобыльская АЭС накопила на своей площадке более 21 тысячи единиц ядерного топлива (отработавших тепловыделяющих сборок).

В настоящее время в четырёх из пяти отсеков бассейна выдержки ХОЯТ-1, введённого в эксплуатацию в 1986г., находится более 17 тысяч топливных сборок, что составляет ~99% от проектной ёмкости хранилища. Пятый отсек БВ ХОЯТ-1 (ёмкостью 4300 ОТВС) – резервный. Cуществующая проектная мощность ХОЯТ -1 не позволяет разместить на долговременное хранение все ОТВС, имеющиеся на ЧАЭС.

20.12.1995 года был заключен "Меморандум о взаимопонимании между правительствами стран "Большой семерки", Комиссией европейского сообщества и Правительством Украины о закрытии Чернобыльской АЭС".

В соответствии с комплексной программой вывода Чернобыльской АЭС из эксплуатации, промежуточное хранилище отработавшего ядерного топлива (ХОЯТ-2) является условием перехода ко второму этапу вывода из эксплуатации Чернобыльской АЭС.

С целью высвобождения ХОЯТ-1 и энергоблоков ЧАЭС от отработавшего ядерного топлива и отработавших дополнительных поглотителей было выпущено постановление Кабинета Министров Украины от 29 ноября 2000 года № 1747 о необходимости строительства хранилища отработавшего ядерного топлива сухого типа.

Учитывая имеющийся в Украине и мировой опыт обращения с ОЯТ, как результат открытого международного тендера, для ОЯТ Чернобыльской АЭС была выбрана система сухого хранения в герметичных пеналах, помещенных в вентилируемые бетонные модули.

12.11.1996 между Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Правительством Украины и Чернобыльской АЭС подписано "Соглашение о безвозмездной ссуде" №006, которое ратифицировано Верховной Радой Украины 18.03.1997 года. Цель данного соглашения - финансирование строительства объектов, предназначенных для вывода из эксплуатации Чернобыльской АЭС в том числе и хранилища для отработавшего ядерного топлива (ХОЯТ-2).

18.07.2007г. на заседании Ассамблеи Доноров Счета ядерной безопасности было принято решение о заключении контракта с компанией Holtec Int. на завершение строительства хранилища для отработавшего ядерного топлива и о выделении средств для завершения этого проекта.

17.09.2007г. подписан контракт на завершение строительства хранилища отработавшего ядерного топлива с с компанией Holtec Int.

ХОЯТ-2 состоит из 2-х частей:

1. Установка по подготовке отработавшего топлива к хранению (УПОТХ)
Функцией УПОТХ является подготовка к хранению и упаковка более 21 тыс. ОТВС, около 2 тыс. ОДП и более 23 тыс. удлиняющих стержней, поступающих из энергоблоков ЧАЭС №1, 2, 3 и из ХОЯТ-1. Установка спроектирована для обеспечения минимальной годовой производительности по обработке 2500 ОТВС или ОДП.

2. Зона хранения отработавшего топлива (ЗХОТ)
В ЗХОТ осуществляются следующие операции:
- транспортировка пеналов, заполненных отработавшим ядерным топливом из УПОТХ в ЗХОТ с помощью системы манипулирования и транспортировки пеналов (СМТП);
- загрузка пеналов в горизонтальные бетонные модули-хранилища (БМХ) с проектным ресурсом 100 лет.
- хранение пеналов с ядерным топливом в течение 100 лет.

ЗПЖРО

Завод по переработке жидких радиоактивных отходов (ЗПЖРО)

ЗПЖРО предназначено для переработки жидких радиоактивных отходов, накопленых за время эксплуатации и тех, которые образовались в процессе снятия с эксплуатации ЧАЭС, а также эксплуатационных ЖРО объекта "Укрытие".

ЗПЖРО рассчитан на переработку ЖРО в течение 10-летнего периода эксплуатации. Его минимальная проектная мощность - 2500 куб.м. необработанных ЖРО в год.

В состав ЗПЖРО входят:
• установка по извлечению жидких радиоактивных отходов (ЖРО) из существующих хранилищ;
• установка по транспортировке - для транспортировки ЖРО на установку по переработке;
• установка по переработке - цементирование ЖРО с целью герметизации и иммобилизации.

Строительство ЗПЖРО финансируется со Счета ядерной безопасности Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и вклада Украины.

В настоящий момент проект ЗПЖРО находится в состоянии "незавершенного строительства". Действующие контракты на реализацию проекта ЗПЖРО отсутствуют.

По получении от Ассамблеи доноров позитивного решения (18 июля 2007 г.) относительно последующего финансирования ГСП ЧАЭС проводит работы по реализации планов относительно проведения соответствующих тендерных процедур и заключения контрактов на завершение проекта ЗПЖРО.

Согласно стратегии все работы, необходимые для завершения проекта разделены на четыре пакета (А – проектирование и обоснование безопасности, В – закупка, монтаж, наладка, испытание оборудования и завода в целом, С – обеспечение работы автоматизированных систем управления технологическими процессами, D – экспертно консультационные работы).

Для выполнения работ планируется заключение контрактов с украинскими подрядчиками при условии получения соответствующих "невозражений" со стороны ЕБРР. Время, необходимое для завершения проекта составляет 18 месяцев с момента возобновления работ по его реализации:
• 9 месяцев после подписания контракта – завершение всех строительно-монтажных работ и комплексных испытаний, получение разрешения на ввод в эксплуатацию;
• 7 месяцев после завершения испытаний – проведение работ по вводу в эксплуатацию;
• 2 месяца после завершения ввода в эксплуатацию – получение разрешения на эксплуатацию.

С целью получения «не возражений», были разработаны и направлены в ЕБРР технические спецификации относительно проведения работ по пакетам А и В. Аналогичные спецификации по пакетам С и D также будут направлены в ЕБРР. По замечаниям, полученным от ЕБРР, корректируются соответствующие документы.

ПКОТРО

Промышленный комплекс
по обращению с твердыми радиоактивными отходами (ПКОТРО)

В данный комплекс объединены три объекта по обращению с твердыми радиоактивными отходами, замкнутые в единый технологический цикл.

ПКОТРО предназначен для прийомки, переработки, и/или захоронения ТРО, накопленных за время эксплуатации и тех, которые образовались в процессе снятия с эксплуатации ЧАЭС, а также эксплуатационных РАО объекта "Укрытие".

Лот 1: установка по извлечению твердых радиоактивных отходов всех категорий из существующего хранилища твердых отходов (УИТО).
Производительность - извлечение 3 м³ РАО в день, срок службы - 30 лет.

Лот 2: завод по сортировке твердых радиоактивных отходов всех категорий и переработке низко - и среднеактивных твердых отходов (ЗПТРО).
Производительность - 20 м³ необработанных отходов в день, производительность установки сжигания - 50 кг/час (ТРО), 10 кг/час (ЖРО), производительность установки цементирования - 10 м³ в день, установка упаковки НСА-ДЖО и ВАО - 1,5 м³ в день, емкость временного хранилища НСА-ДЖО и ВАО - 3500 м³, срок службы - 30 лет.

Лот 3: специально оборудованное приповерхностное хранилище низкосреднеактивных короткоживущих твердых отходов (СОПХТРО).
Емкость – 55 000 м³ упаковок с отходами, срок эксплуатации оборудования на этапе заполнения - 30 лет, период государственного контроля законсервированного хранилища - 300 лет.

Первые два лота строятся на промплощадке Чернобыльской АЭС, лот 3 - на площадке комплекса "Вектор" в зоне отчуждения.

Строительство "под ключ" ведет подрядчик -RWE NUKEM GmbH (Германия).

Проектирование и строительство промышленного комплекса по обращению с твердыми радиоактивными отходами финансируется Европейской Комиссией и Украиной.

Ввод в эксплуатацию запланирован на 2008 год.

 
GalleXДата: Пятница, 23.01.2009, 12:16 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





ПОК

Промышленно-отопительная котельная (ПОК) предназначена для теплоснабжения объектов площадки после окончательной остановки энергоблоков, производства горячей воды и пара, необходимых для работы объектов по обращению с ОЯТ и РАО, оборудования и систем, которые остаются в эксплуатации, а также для технологических и административных зданий и сооружений.

В 1992-1993 годах проводились работы по строительству новой котельной, однако из-за отсутствия финансирования они были остановлены. Начиная с 1997 года проект завершения строительства ПОК финансировался за счет международной помощи (Министерство энергетики США) и взноса Украины. Общая стоимость проекта составляет $­­­­­­30 млн. Украинская часть — $­­­­­­7,5 млн.

Котельная сдана в эксплуатацию в июне 2001 года.

История SIP

Создание SIP стало кульминацией усилий, которые прикладывались на протяжении последних лет Украиной и международным содружеством с целью разработки экономически и экологически приемлемого подхода к решению проблем “Укрытия блока №4 ЧАЭС”.

1992 год. Объявлен международный конкурс проектов и технических решений для преобразования объекта “Укрытие” в экологически безопасную систему, что стало первым шагом к международному сотрудничеству. По итогам этого конкурса решением жюри от 17 июня принята Концепция поэтапного преобразования объекта “Укрытие” в экологически безопасную систему. В основу Концепции были положены семь этапов:
1. Исследование состояния объекта “Укрытие” и мониторинг окружающей среды.
2. Информирование общественности о состоянии объекта “Укрытие” и его промплощадки.
3. Стабилизация состояния объекта “Укрытие”.
4. Строительство нового защитного сооружения вокруг объекта “Укрытие” (“Укрытие-2”).
5. Сооружение приповерхностных хранилищ радиоактивных отходов (РАО).
6. Создание технологического участка сортировки и переработки РАО.
7. Извлечение, кондиционирование и складирование в хранилищах радиоактивных материалов, которые находятся в “Укрытии-2”.

1994 год. Комиссия Европейского Сообщества объявила тендер на разработку технико-экономического обоснования первых этапов концепции преобразования объекта “Укрытие” в экологически безопасную систему – стабилизацию состояния существующего “Укрытия” и сооружения “Укрытия-2”. Победителем тендера стал консорциум “Alliance” во главе с французской компанией “Campenon Bernard SGE”.

1995 год. Разработку технико-экономического обоснования по преобразованию объекта завершен и консорциум “Alliance” предоставил отчет, который не потерял актуальности до сегодня. Его основные выводы:

1. Существующее “Укрытие” нестабильно и несейсмостойко. Необходимы срочные меры, вариант не “принимать никаких мер, то есть не делать нечего – недопустим”.

2. В связи с высоким уровнем радиации и реальным состоянием существующих конструкций долгосрочная стабилизация “Укрытия” считается невыполнимой. Конструкции существующего “Укрытия” не обеспечивают возможности извлечения радиоактивных отходов, продолжительность жизни которых составляет десятки тысяч лет.

3. Необходимо строительство новой защитной оболочки, которая позволит осуществить демонтаж четвертого блока.

4. Задача проектирования и строительства второго укрытия является чрезвычайно сложной, многоплановой проблемой, которая охватывает как начальную очистку площадки, так и извлечение радиоактивных отходов. До начала строительства “Укрытия-2” необходима организация производства по переработке и хранению отходов.

5. Украина не может самостоятельно обеспечить финансирование такого проекта. Этот вопрос нужно считать критическим. Международное содружество должно продемонстрировать свое желание помочь Украине решить проблемы, связанные с Чернобыльской аварией. Реальный выбор сегодня – установление и поддержка политической воли, финансовые гарантии на весь период реализации проекта.

11 сентября 1995 года в Брюсселе состоялось заседание Европейской Комиссии при участии делегации Украины для определения и координации последующих мероприятий на основе исследований консорциума «Alliance». Результатом этой встречи стало соглашение, которое Европейская Комиссия заключила с консорциумом «Alliance» и фирмой «Trischler und Partner GmbH» на разработку кратко- и долгосрочных мероприятий. Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины (№696-р от 14.11.95) функции заказчика работ по преобразованию “Укрытия” в экологически безопасную систему переданы Госатому и ПО ЧАЭС.

Согласно подписанному в декабре 1995 года “Меморандуму о взаимопонимании между правительством Украины, правительствами стран Большой семерки и Комиссией Европейского Сообщества о закрытии Чернобыльской АЭС” в рамках проекта TACIS “Чернобыльский блок 4, Краткосрочные и долгосрочные мероприятия – Мероприятия 2+4” был разработан Рекомендуемый Курс Действий, в котором были определены потенциальные краткосрочные и долгосрочные мероприятия и предложен комплекс первоочередных мер, который состоит из следующих фаз:
Фаза 1. Стабилизация и другие краткосрочные мероприятия.
Фаза 2. Подготовка к преобразованию в экологически безопасную систему.
Фаза 3. Преобразование в экологически безопасную систему.

В проекте был выделен этап стабилизации, необходимость которого раньше рассматривалась и украинской стороной. Целью этапа стабилизации является уменьшение потенциальных рисков объекта, защита окружающей среды от наиболее возможного события – разрушения строительных конструкций и связанного с этим мощного выброса радиоактивной пыли.

Июнь 1997 года. На заседании Большой семерки принятый “План осуществления мероприятий на объекте “Укрытие”” (SIP), разработанный в продолжение работ по проекту “Чернобыльский блок 4, Краткосрочные и долгосрочные мероприятия – Мероприятия 2+4” при взаимодействии Комиссии Евросоюза (КЕС), Украины, США и группы международных экспертов. Этот план определил основную концепцию, в том числе - ряд шагов, направленных на приведение объекта “Укрытия” к экологически безопасному состоянию. Во время разработки плана ставились две главных задачи:
• обеспечение разработки детального плана работ за ранее предложенными рекомендациями;
• разработка предварительной оценки стоимости, включая необходимые ежегодные расходы.

В “Плане осуществления мероприятий на объекте “Укрытие” для управления проектом и последующей его реализации в виде ключевых решений были определены три этапа:
• подтверждение решений относительно стабилизации, определение степени возможности выполнения ранее предложенных работ по стабилизации, что включает обеспечение необходимого доступа к местам выполнения работ и защиту персонала при выполнении этих работ внутри объекта “Укрытия”;
• решение относительно стратегии извлечения топливосодержащих материалов (ТСМ), которое определит оптимальный способ и срок извлечения, расходы и степень возможности выполнения;
• решение относительно стратегии создания оптимальной локализующей оболочки, которое определит ее функции. На основе этого решения и стратегии извлечения ТСМ будет разработан концептуальный проект, который подтвердит решение по стабилизации, защите и необходимости локализующей оболочки.

20 ноября 1997 года в Нью-Йорке состоялась конференция стран-доноров, которые взяли обязательства относительно выделения средств на реализацию данного плана в специально созданный Чернобыльский Фонд “Укрытие” (ЧФУ). Управление Фондом было поручено Европейскому Банку Реконструкции и Развития (ЕБРР). На конференции также было подписано соглашение между Украиной и ЕБРР относительно деятельности Фонда (“Рамочное соглашение”).
4 февраля 1998 года Верховная Рада Украины ратифицировала “Рамочное соглашение между Украиной и ЕБРР относительно деятельности Чернобыльского Фонда “Укрытие”.

20 апреля 1998 года подписан контракт с победителем тендера на Консультанта Группы Управления Проектом SIP (ГУП). Им стал консорциум, в который вошли компании Bechtel (США), Battelle (США) и EDF (Франция).

С мая по ноябрь 1998 г. завершены тендерные процедуры и подписаны контракты между компанией “Энергоатом” и победителями тендеров на пакеты первоочередных проектов SIP.

SIP: Цель, задачи, структура

Главная цель SIP – преобразование объекта “Укрытие” в экологически безопасную систему с точки зрения защиты персонала, радиологической безопасности и безопасности окружающей среды.
SIP организован на основе пяти целей, которых необходимо достичь в ходе его планомерной реализации, и включает 22 задачи, сгруппированные в соответствии с этими целями.

ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА SIP

ЦЕЛЬ 1. Уменьшение вероятности обрушения (структурная стабилизация)
Задача 1. Интеграция и мобилизация проекта по стабилизации и экранированию.
Задача 2. Стабилизация и экранирование Западного участка.
Задача 3. Стабилизация и экранирование балки “Мамонт” и Южного участка.
Задача 4. Стабилизация и экранирование Восточного и Северного участка.
Задача 5. Стабилизация крыши, опор и покрытия.
Задача 6. Структурные исследования и мониторинг.
Задача 7. Геотехнические исследования.
Задача 8. Оценка сейсмичности и мониторинг.

ЦЕЛЬ 2. Уменьшение последствий обрушения
Задача 9. Аварийная готовность.
Задача 10. Обращение с пылью.
Задача 11. Аварийная система пылеподавления.

ЦЕЛЬ 3. Повышение ядерной безопасности
Задача 12. Критичность и ядерная безопасность.
Задача 13. Обращение с водой, содержащейся в объекте.
Задача 14. Характеризация топливосодержащих материалов (ТСМ).

ЦЕЛЬ 4. Повышение безопасности персонала и безопасности окружающей среды
Задача 15. Программа радиологической защиты.
Задача 16. Техническая безопасность, противопожарная и физическая защита.
Задача 17. Интегрированная система мониторинга.
Задача 18. Интегрированная база данных (управление конфигурацией).

ЦЕЛЬ 5. Стратегия и изучение для преобразования ОУ в экологически безопасную систему
Задача 19. Стратегия извлечения ТСМ и обращения с РАО.
Задача 20. Разработка технологии извлечения ТСМ.
Задача 21. Стратегия безопасного конфайнмента.
Задача 22. Создание конфайнмента для демонтажа и извлечения ТСМ.

Реализация всех задач проекта взаимосвязана. Ход работ по одним задачам определяет ход работ по другим. С целью получения необходимой информации для продолжения работ и для определения статуса проекта существует три типа основных этапов для SIP:
программные – принятие важных решений, которые будут влиять на продолжение работ или начало новых. Определены 10 основных программных решений, среди которых есть три ключевых для успешного завершения проекта SIP: П1 – решение относительно стабилизации, П8 – решение относительно стратегии извлечения ТСМ, П10 – решение относительно стратегии нового конфайнмента.
регулирующие – получение разрешений украинских регулирующих органов. Определено 18 основных регулирующих этапов.
основные этапы завершения задач – этапы, указывающие на полное завершение работы, задачи, или на завершение ключевой деятельности в рамках задачи. Определено 28 таких этапов.

ФАЗЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Фаза 1: 1998 г. – средина 2000 г. – стадия первоочередных проектов (разработка стратегий, программ, концептуальное проектирование), подготовительные работы для фазы 2, в том числе – выполнение 2-х из 5-ти безотлагательных стабилизационных мероприятий.
Переходный период: средина 2000 г. – начало 2001 г. – подведение итогов исследований первоочередных проектов и принятие решений по основным программным этапам.
Фаза 2: начало 2001 г. – 2007 г. – проектирование и закупка оборудования, строительство и ввод в эксплуатацию объектов и систем. Эта фаза характеризуется переходом проекта к стадии реального воплощения результатов первой фазы. Это, в первую очередь, работы, связанные со стабилизацией строительных конструкций, монтажом и вводом в эксплуатацию систем мониторинга и интегрированной базы данных, разработка и испытание технологии извлечения ТСМ, реализация технических решений обращения с водой и пылью, возведение нового безопасного конфайнмента (НБК) и демонтаж под его оболочкой нестабильных строительных конструкций. Решение указанных задач поддерживается программой радиологической защиты, обеспечением технической и пожарной безопасности, контролем доступа.

Организационная структура проекта
В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между странами Большой семерки, Комиссией Европейского Сообщества и Правительством Украины о закрытии Чернобыльской атомной электростанции был основан специальный фонд – Чернобыльский Фонд "Укрытие" (ЧФУ), предназначенный для предоставления помощи Украине в преобразовании существующего "саркофага" в безопасную и экологически стабильную систему путем реализации Плана Осуществления Мероприятий на объекте "Укрытия" (SIP). Большая семерка обратилась к правительствам заинтересованных стран и другим донорам с призывом присоединиться к инициативе для полной реализации плана.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) стал распорядителем грантовых средств, которые предоставляются вкладчиками и донорами Чернобыльского Фонда "Укрытие". Украина и ЕБРР подписали Рамочное соглашение относительно деятельности ЧФУ в Украине, ратифицированное Верховной Радой Украины 4 февраля 1998 года. С учетом Гранта, предназначенного для финансирования регулирующих органов, общая стоимость работ по проекту составляет 768 млн. долларов США. 28 стран-доноров и Европейская Комиссия аккумулируют эти средства в ЧФУ.

Украина взяла обязательство внести в Фонд 50 млн. долларов США в виде имущества, работ и иным образом.

Деятельностью Фонда руководит ЕБРР от имени и под надзором Ассамблеи.

Ассамблея:
• уполномачивает выдачу грантов, которые финансируются из средств Фонда;
• определяет принципиальные направления деятельности, которые финансируются или подлежат финансированию за счет средств Фонда, осуществляет общий надзор за их реализацией Банком;
• отслеживает уплату обещанных Взносов в Фонд и предоставление Украинских средств, которые дополняют предоставление грантов для SIP;
• рассматривает эффективность деятельности, которая финансируется за счет средств Фонда;
• утверждает ежегодный бюджет и финансовые отчеты Фонда; проводит очередные ежегодные заседания, на которых подаются для утверждения финансовые отчеты за предыдущий финансовый год Фонда. Ассамблея может также проводить заседание в любое время, когда будет считать это необходимым или целесообразным.

Каждый Вкладчик Фонда имеет право быть представленным в Ассамблее полномочным представителем без какого-либо вознаграждения от Фонда.

Основная ответственность за финансовый и программный менеджмент по реализации проекта возложена на Европейский Банк Реконструкции и Развития.

Контроль и организация управления эксплуатационной безопасностью принадлежит исключительно Чернобыльской АЭС. Чернобыльской АЭС при поддержке Консультанта принадлежит также проектный менеджмент в части воплощения ключевых программ и технических проектов.

Группа управления проектом SIP (ГУП), созданная из персонала ГСП ЧАЭС и персонала Консультанта (консорциум компаний Bechtel (США), Battelle (США), EDF (Франция)), осуществляет управление графиком, объемами работ, бюджетом проекта, управление

 
italyanecДата: Понедельник, 18.01.2010, 16:39 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные





Анализ причин аварии и оценка радиологических последствий

В течение более чем трех лет после аварии на Чернобыльской АЭС мероприятия по смягчению ее последствий рассматривались Советским Союзом исключительно как его внутреннее дело, хотя уже с первых месяцев после аварии советские специалисты принимали активное участие в международных оценках возможного влияния этой аварии на здоровье населения. Причиной этого была традиционная для тех времен советской жизни закрытость, и в первую очередь для своего народа, информации о трагических событиях и фактах, а также нежелание знакомить мировую общественность с реальными масштабами подобного рода инцидентов.

Как известно, в первые дни после аварии на Чернобыльской АЭС информация о ее масштабах замалчивалась и руководство СССР надеялось ликвидировать последствия аварии буквально в несколько месяцев — таков был основной тезис выездного заседания правительства во главе с Н. И. Рыжковым, состоявшегося в начале мая 1986 г. в г. Чернобыле. Российские специалисты реальными данными об аварии и ее последствиях обладали, но вся информация носила закрытый характер.

В свою очередь западные специалисты также пытались оценить масштабы происшедшего в Чернобыле. Инициатива в проведении первой научной экспертизы радиологических последствий Чернобыльской аварии для населения Европы принадлежит ВОЗ. Уже через 10 дней после аварии группа экспертов, которую по просьбе ВОЗ возглавил председатель Международной комиссии по радиологической защите (МКРЗ) д-р Д. Бенинсон, приступила к работе. Помимо оценки реально складывающейся радиационной обстановки данная группа пыталась спрогнозировать последствия облучения населения стран Западной Европы, а также предложить, в случае необходимости, осуществление тех или иных мероприятий по защите людей. Основной вывод экспертов сводился к тому, что помимо уже осуществленных мероприятий в районах, наиболее пострадавших от радиоактивного загрязнения, никаких других мер, связанных с возможным ограничением и тем более нарушением обычной жизнедеятельности людей (эвакуация и т.п.), проводить не следует. Рекомендовалось не потреблять дождевую воду (там, где нет иных источников водоснабжения), а также усилить контроль за загрязненностью продуктов питания.

В конце августа 1986 г. в Вене по инициативе МАГАТЭ состоялась международная конференция по анализу причин аварии на Чернобыльской АЭС и оценке радиологических последствий этой аварии. На данную конференцию СССР представил всеобъемлющий доклад, содержащий большой объем фактической информации, который был с большим интересом воспринят всеми участниками конференции.

Итоги конференции очень заинтересовали ученых всего мира, и в рамках работы Научного комитета по действию атомной радиации ООН (НКДАР ООН) было решено подготовить специальный отчет по оценке доз облучения в результате аварии на ЧАЭС применительно к населению всего земного шара. Эти расчеты были включены в доклад НКДАР ООН 1988 г. Генеральной ассамблее. При подготовке данного документа использовались подробные результаты многочисленных замеров, осуществленных в 34 странах. Эти результаты были основой для подсчета доз за первый год и разработки общих моделей оценки доз внешнего и внутреннего облучения людей на будущее. Затем результаты вычислений были экстраполированы на все другие районы северного полушария с учетом соотношения между уровнем загрязнения и расстоянием от эпицентра, а также был произведен расчет доз, получаемых в результате продолжающегося облучения, вызываемого осевшими радионуклидами. Благодаря работе комитета была разработана общая методология оценки доз облучения населения и была достигнута хорошая сопоставимость результатов по отдельным странам. Важно отметить, что в 2000 г. НКДАР ООН вернулся к этой проблеме и подготовил новый документ, обобщающий итоги 14-летних исследований по данной проблеме.

Таким образом, в течение 3-х лет после Чернобыльской аварии работы по оценке ее последствий российскими и зарубежными специалистами проводились достаточно независимо, хотя, как правило, научные выводы по этим исследованиям не противоречили друг другу. Начавшийся в эти годы период «гласности» и «открытости» общества привел к опубликованию в открытой печати ряда ранее закрытых данных о реальных последствиях Чернобыльской аварии, а также других радиационных инцидентов (Кыштымская авария, последствия испытаний ядерного оружия и т.п.), к объективному восприятию которых общество еще не было готово. Воспитанные годами на пропаганде об исключительно губительном действии радиации на организм человека (жертвы атомных бомбардировок в Японии, мрачные прогнозы последствий ядерной войны и др.) советские люди не смогли реально оценить масштабы произошедшего и, особенно в районах подвергшихся действию радиации, стали связывать любые неблагоприятные эффекты для здоровья с «губительным действием радиации». И, к сожалению, возникла ситуация, когда мнение советских ученых о реальных масштабах последствий аварии общество уже не интересовало.
Международная экспертиза мероприятий по защите населения в СССР

Чтобы хоть как-то справиться с ситуацией, руководство страны решило привлечь международных экспертов. Такая официальная международная экспертиза радиологических последствий Чернобыльской аварии состоялась в июне 1989 г. По приглашению Минздрава СССР в Москву, как представители ВОЗ, прибыли 3 ученых с мировым именем (Д. Бенинсон, П. Пелерен и В. Вэйт). Целью визита явилось изучение обстановки в загрязненных районах Белоруссии и Украины, встречи с медицинской общественностью и населением, дискуссии с учеными и специалистами, а также формирование заключения и рекомендаций. Важно отметить, что данный визит был связан с широким обсуждением в Белоруссии, России и на Украине новой концепции перехода к нормированию проживания населения на загрязненных территориях, так называемой «концепции пожизненной дозы 35 бэр». Ознакомившись с ситуацией на местах, эксперты ВОЗ полностью поддержали идею концепции пожизненной дозы. Однако крайне негативное отношение местных органов власти, общественности и средств массовой информации к данной концепции привело к нежеланию серьезно воспринимать и аргументацию экспертов ВОЗ, в связи с чем итоги их визита оказались неутешительными и никак не улучшили социальную ситуацию.

Следующий опыт международной экспертизы относится к 1990—1991 гг., когда МАГАТЭ по просьбе правительства СССР организовало Международный чернобыльский проект. Международных экспертов вновь попросили дать оценку разработанной в СССР концепции, которая бы позволила обеспечить безопасное проживание населения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС, а также определить степень эффективности предпринятых на этих территориях мероприятий по защите здоровья населения. В рамках Международного чернобыльского проекта были изучены общие показатели здоровья населения в семи сельских населенных пунктах в Беларуси, Российской Федерации и на Украине и шести контрольных населенных пунктах путем сравнения состояния людей одинаковых возрастных групп. Кроме того, объектом исследований были психологическое состояние, сердечно-сосудистые расстройства, заболевания щитовидной железы, гематологические расстройства, раковые заболевания, радиационно-индуцированные катаракты и аномалии развития плода; также проводились цитогенетические исследования. Основным выводом данного проекта была констатация того, что «не обнаружено никаких значимых различий в состоянии здоровья населения между загрязненными и контрольными (чистыми) районами». Ждавшая совсем другого результата общественность была разочарована и отнеслась к выводам по данному проекту враждебно.
Научные исследования отдаленных последствий аварии

К этому времени многие международные организации уже поняли, что участие в проектах по Чернобылю может дать неплохие деньги и возможность в натурных условиях отрабатывать многие, в том числе и оборонные, аспекты проблемы действия радиации. Важным аспектом исследований стали также проблемы социально-психологической реабилитации населения и экономические вопросы обеспечения жизнедеятельности больших масс людей на значительных площадях зон радиоактивного загрязнения. Как оказалось, реально реализуемых и экономически оправданных решений не мог предложить никто. В этой связи в 1991 г. в рамках Европейской комиссии было решено выделить примерно 30 миллионов ЭКЮ для проведения работ по анализу последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Этот бюджет использовался, чтобы поддержать 16 научно-исследовательских работ, привлекая к их проведению приблизительно 80 групп исследователей в Западной Европе и около 120 групп исследователей в Беларуси, России и на Украине.

Совместная программа исследований была составлена из трех различных областей:
радиоактивное загрязнение среды, ее оценки и методы уменьшения (8 проектов);
эффекты для здоровья, оценка и методы лечения (6 проектов);
системы принятия решений вне площадки ядерного реактора (2 проекта).

Исследования, осуществлявшиеся в ходе выполнения этой программы, охватывали перенос радиоактивных веществ в окружающей среде и по пищевым цепочкам, изучение стратегии дезактивации и реабилитационных мероприятий, методы восстановления дозовых нагрузок и изучение медицинских последствий данной аварии для персонала АЭС, ликвидаторов и населения, а также совершенствование методов управления во время радиационных аварий для повышения общего уровня подготовленности к ним. По каждому из проектов были выпущены подробные отчеты, содержащие большое количество натурных результатов исследований, их научный анализ и обобщение, а также конкретные рекомендации для минимизации радиологических последствий Чернобыльской аварии на население. Необходимо отметить, что в большинстве этих проектов присутствует оценка экономической эффективности предлагаемых реабилитационных мероприятий. Важным итогом работ было опубликование детальных карт радиоактивного загрязнения территории европейских стран 137Cs.
Изучение медицинских последствий

В период с 1992 по 1995 год ВОЗ осуществила Международную программу изучения последствий Xернобыльской аварии (АЙФЕКА). Был реализован ряд экспериментальных проектов по изучению деятельности по регистрации, методов реконструкции доз облучения, гематологических расстройств, заболеваний щитовидной железы, повреждений головного мозга и заболеваний ротовой полости. В рамках Дозиметрического проекта АЙФЕКА путем проведения замеров у населения из загрязненных и эвакуированных районов были восстановлены данные о дозах облучения. К сожалению, до сих пор все остальные многочисленные проекты в рамках программы АЙФЕКА не опубликовали данных о каких-либо существенных результатах.

В 1991-1996 гг. Мемориальный фонд здравоохранения Сасакавы профинансировал самую значительную с момента аварии на ЧАЭС программу медицинского обследования детей. Этот проект был призван дать оценку психологическому эффекту аварии на ЧАЭС и ее последствиям для здоровья людей путем проведения широкомасштабного обследования населения. Главной целью обследования было изучение состояния детей. Для обследования детей при помощи мобильного диагностического оборудования были созданы областные диагностические центры в Гомеле и Могилеве в Беларуси, в г. Клинцы Брянской области в Российской Федерации, а также в Киеве и Коростене (Житомирская область) на Украине. Всего было выявлено 45905 случаев нарушения функций щитовидной железы у 119178 обследованных детей. Нарушения в виде образования зоба составили 91%, а в 62 случаях был обнаружен рак щитовидной железы.

В ходе осуществления проекта (с мая 1991 г. по апрель 1996 г.) было обследовано около 160 тысяч детей, родившихся между 16 апреля 1976 г. и 26 апреля 1986 г. Одним из интересных разделов работ по данному проекту является гематологический скрининг, проведенный на 86798 детях моложе 10 лет на момент Чернобыльской аварии. Среди этой группы были выявлены 4 случая злокачественных опухолей органов кроветворения. В то же время авторы проекта утверждают, что не наблюдалось никакой корреляции между степенью распространенности какой-либо аномалии в кроветворной системе и уровнем радиоактивного загрязнения внешней среды или содержания 137Cs в организме ребенка.
Улучшение информирования населения

В начале 90-ых годов, после подведения итогов Международного чернобыльского проекта, в круг внимания международной общественности прочно вошли социально-психологические последствия Чернобыльской аварии. Стало ясно, что во многом тяжесть этих последствий обусловлена серьезными ошибками и просчетами, допущенными властями в информационной работе с населением. Российская сторона также признала важность социально-психологической реабилитации более 2,5 миллионов российских граждан, проживающих на территориях, слабо загрязненных радионуклидами (плотность загрязнения почвы менее 5 Ки/км2), которые глубоко уверены в том, что все их сегодняшние проблемы со здоровьем связаны с радиацией.

В ходе социологических исследований, организованных в рамках федеральных чернобыльских программ, у населения радиационно-загрязненных территорий начали выявляться заниженная самооценка здоровья, пессимизм, а также иждивенческие настроения по отношению к властям, неизбежно усугубляющие экономическую деградацию этих регионов. Крайне ограниченное в финансовых средствах в связи с затянувшимся экономическим кризисом российское государство приветствовало предлагаемую международную помощь в плане улучшения информирования населения по последствиям аварии на ЧАЭС.

Примерно к 1994 г. организационно оформилось новое направление сотрудничества, цель которого — смягчение социально-психологической напряженности на пострадавших территориях. Первый шаг в этом направлении был сделан в рамках программы ЮНЕСКО-Чернобыль. По инициативе ЮНЕСКО в трех пострадавших странах были построены Центры социально-психологической реабилитации. Этот проект финансировался по программе ЮНЕСКО-Чернобыль и из бюджетных средств каждой из пострадавших стран.

В России были построены четыре Центра по работе с населением в наиболее пострадавших областях — Брянской, Орловской и Тульской. Выбор места расположения центров социально-психологической реабилитации (центры СПР) во многом определялся российской спецификой чернобыльского загрязнения — более 88% Чернобыльской зоны составляют территории с плотностью загрязнения почвы радиоактивным цезием от 1 до 5 Ки/км2, на которых проживает более 85% пострадавшего населения.
Картинка по ЦСПР в России

Центр СПР в поселке Никольская слобода Брянской области работает с переселенцами, переехавшими после аварии из деревни Красная Гора той же Брянской области. Для центра «Узловая» Тульской области целевой группой являются жители города Узловая и ликвидаторы. Центр, созданный в городе Болхов Орловской области работает с различными группами местного населения — подростками, пенсионерами и др.

Цели, которые ставят перед собой центры СПР в повседневной работе, сформулированы так:
поощрять людей к самостоятельности и самовыражению;
улучшать психологическое состояние всех возрастных и социальных групп населения;
развивать способность находить выход из сложившихся ситуаций;
развивать чувство доверия и социальной ответственности;
укреплять семейные и родительские навыки;
содействовать развитию района путем претворения в жизнь местных инициатив;
способствовать развитию социально-психологической практики в трех странах.

За несколько лет работы Центры СПР завоевали доверие населения и накопили большой опыт социальной и психологической помощи разным категориям людей. В 1998 г. этот положительный опыт был взят на вооружение в новом Центре, созданном на федеральные средства в городе Гагарин Смоленской области для работы с переселенцами из горячих точек страны.

Параллельно в рамках программы технической помощи Европейского союза республикам бывшего СССР «ТАСИС» проводилось определение мер по улучшению информационной работы с пострадавшим населением по вопросам последствий аварии на ЧАЭС. Проект NUCREG-9306, который стартовал в 1996 г., ставил своей основной задачей анализ информационной деятельности государства за 10 лет после аварии, выработку стратегии информационной работы на новом историческом этапе и осуществление необходимой технической помощи в ее реализации. Следует отметить, что проводниками новой информационной стратегии должны были стать центры СПР. На базе этих центров создается сеть региональных информационных центров, координацию информационной деятельности проводит Национальный информационный чернобыльский центр при ИБРАЭ РАН.

В рамках проекта NUCREG-9306 сотрудники ЦСПР информационных центров прошли подготовку по проблемам информирования общественности о радиационном риске, методическим и техническим вопросам взаимодействия с общественностью, были проведены пилотные информационные кампании, рассчитанные на местных информационных посредников — учителей, врачей, журналистов, представителей местной администрации. Для практической помощи в повседневной работе региональных центров социально-психологической реабилитации в трех пострадавших странах в ИБРАЭ была создана образовательная мультимедийная программа «Шерлок Холмс. Дело о радиации». Программа стала лауреатом конкурса «КОНТЕНТ 2000» на пятом фестивале российских мультимедиа CD-ROM в мае 2000 г. При поддержке МЧС России CD-ROM распространяется в школах и высших учебных заведениях, где готовят молодых специалистов разного профиля для работы на пострадавших территориях.

Логическим продолжением проекта NUCREG-9306 стал еще один информационный проект программы ТАСИС ENVREG-9602 (1999—2001 гг.). Этот проект посвящен вопросам реабилитации загрязненных территорий и отдаленным медицинским последствиям аварии. В каждой из трех стран определены основные направления и приоритетные целевые группы в области информационной работы и начаты работы по 5 пилотным подпроектам. В России пилотные проекты проводятся по следующим направлениям:
работа с учителями (на базе ЦСПР «Узловая», Тульская область);
работа с врачами и средним медперсоналом по медицинским эффектам облучения (районные больницы и поликлиники на наиболее загрязненных территориях Брянской области);
работа с ликвидаторами (через газету «Российский Чернобыль»);
работа с главами местной администрации по проблемам устойчивого развития на радиационно-загрязненных территориях (Брянская область);
подготовка образовательной мультимедийной программы для преподавателей и студентов экологических специальностей вузов «Чернобыль в трех измерениях».

Следует также отметить, что бенефициарием (получателем помощи) и координатором вышеупомянутых информационных проектов ТАСИС в России является МЧС РФ, уполномоченный Правительством страны проводить работы по ликвидации последствий аварии на пострадавших территориях. Это позволяет согласовывать предложения и рекомендации международных проектов с деятельностью, предусмотренной в рамках федеральных чернобыльских программ. Положительные результаты информационных проектов ТАСИС получили поддержку в рамках новой чернобыльской программы Союза России и Белоруссии.

Подготовлено по материалам О. А. Павловского и Е. М. Мелиховой (ИБРАЭ РАН).

 
Форум » Зона отчуждения » Это интересно » Международные проекты (Международные проекты, связанные с Зоной отчуждения)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Авторское право на игру и использованные в ней материалы принадлежат GSC Game World.
Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения его администрации.
Powered by
razMAX // Design by Best Studio
© 2010 stalker-zone.info
Используются технологии uCoz