Анализ причин аварии и оценка радиологических последствий В течение более чем трех лет после аварии на Чернобыльской АЭС мероприятия по смягчению ее последствий рассматривались Советским Союзом исключительно как его внутреннее дело, хотя уже с первых месяцев после аварии советские специалисты принимали активное участие в международных оценках возможного влияния этой аварии на здоровье населения. Причиной этого была традиционная для тех времен советской жизни закрытость, и в первую очередь для своего народа, информации о трагических событиях и фактах, а также нежелание знакомить мировую общественность с реальными масштабами подобного рода инцидентов.
Как известно, в первые дни после аварии на Чернобыльской АЭС информация о ее масштабах замалчивалась и руководство СССР надеялось ликвидировать последствия аварии буквально в несколько месяцев — таков был основной тезис выездного заседания правительства во главе с Н. И. Рыжковым, состоявшегося в начале мая 1986 г. в г. Чернобыле. Российские специалисты реальными данными об аварии и ее последствиях обладали, но вся информация носила закрытый характер.
В свою очередь западные специалисты также пытались оценить масштабы происшедшего в Чернобыле. Инициатива в проведении первой научной экспертизы радиологических последствий Чернобыльской аварии для населения Европы принадлежит ВОЗ. Уже через 10 дней после аварии группа экспертов, которую по просьбе ВОЗ возглавил председатель Международной комиссии по радиологической защите (МКРЗ) д-р Д. Бенинсон, приступила к работе. Помимо оценки реально складывающейся радиационной обстановки данная группа пыталась спрогнозировать последствия облучения населения стран Западной Европы, а также предложить, в случае необходимости, осуществление тех или иных мероприятий по защите людей. Основной вывод экспертов сводился к тому, что помимо уже осуществленных мероприятий в районах, наиболее пострадавших от радиоактивного загрязнения, никаких других мер, связанных с возможным ограничением и тем более нарушением обычной жизнедеятельности людей (эвакуация и т.п.), проводить не следует. Рекомендовалось не потреблять дождевую воду (там, где нет иных источников водоснабжения), а также усилить контроль за загрязненностью продуктов питания.
В конце августа 1986 г. в Вене по инициативе МАГАТЭ состоялась международная конференция по анализу причин аварии на Чернобыльской АЭС и оценке радиологических последствий этой аварии. На данную конференцию СССР представил всеобъемлющий доклад, содержащий большой объем фактической информации, который был с большим интересом воспринят всеми участниками конференции.
Итоги конференции очень заинтересовали ученых всего мира, и в рамках работы Научного комитета по действию атомной радиации ООН (НКДАР ООН) было решено подготовить специальный отчет по оценке доз облучения в результате аварии на ЧАЭС применительно к населению всего земного шара. Эти расчеты были включены в доклад НКДАР ООН 1988 г. Генеральной ассамблее. При подготовке данного документа использовались подробные результаты многочисленных замеров, осуществленных в 34 странах. Эти результаты были основой для подсчета доз за первый год и разработки общих моделей оценки доз внешнего и внутреннего облучения людей на будущее. Затем результаты вычислений были экстраполированы на все другие районы северного полушария с учетом соотношения между уровнем загрязнения и расстоянием от эпицентра, а также был произведен расчет доз, получаемых в результате продолжающегося облучения, вызываемого осевшими радионуклидами. Благодаря работе комитета была разработана общая методология оценки доз облучения населения и была достигнута хорошая сопоставимость результатов по отдельным странам. Важно отметить, что в 2000 г. НКДАР ООН вернулся к этой проблеме и подготовил новый документ, обобщающий итоги 14-летних исследований по данной проблеме.
Таким образом, в течение 3-х лет после Чернобыльской аварии работы по оценке ее последствий российскими и зарубежными специалистами проводились достаточно независимо, хотя, как правило, научные выводы по этим исследованиям не противоречили друг другу. Начавшийся в эти годы период «гласности» и «открытости» общества привел к опубликованию в открытой печати ряда ранее закрытых данных о реальных последствиях Чернобыльской аварии, а также других радиационных инцидентов (Кыштымская авария, последствия испытаний ядерного оружия и т.п.), к объективному восприятию которых общество еще не было готово. Воспитанные годами на пропаганде об исключительно губительном действии радиации на организм человека (жертвы атомных бомбардировок в Японии, мрачные прогнозы последствий ядерной войны и др.) советские люди не смогли реально оценить масштабы произошедшего и, особенно в районах подвергшихся действию радиации, стали связывать любые неблагоприятные эффекты для здоровья с «губительным действием радиации». И, к сожалению, возникла ситуация, когда мнение советских ученых о реальных масштабах последствий аварии общество уже не интересовало.
Международная экспертиза мероприятий по защите населения в СССР
Чтобы хоть как-то справиться с ситуацией, руководство страны решило привлечь международных экспертов. Такая официальная международная экспертиза радиологических последствий Чернобыльской аварии состоялась в июне 1989 г. По приглашению Минздрава СССР в Москву, как представители ВОЗ, прибыли 3 ученых с мировым именем (Д. Бенинсон, П. Пелерен и В. Вэйт). Целью визита явилось изучение обстановки в загрязненных районах Белоруссии и Украины, встречи с медицинской общественностью и населением, дискуссии с учеными и специалистами, а также формирование заключения и рекомендаций. Важно отметить, что данный визит был связан с широким обсуждением в Белоруссии, России и на Украине новой концепции перехода к нормированию проживания населения на загрязненных территориях, так называемой «концепции пожизненной дозы 35 бэр». Ознакомившись с ситуацией на местах, эксперты ВОЗ полностью поддержали идею концепции пожизненной дозы. Однако крайне негативное отношение местных органов власти, общественности и средств массовой информации к данной концепции привело к нежеланию серьезно воспринимать и аргументацию экспертов ВОЗ, в связи с чем итоги их визита оказались неутешительными и никак не улучшили социальную ситуацию.
Следующий опыт международной экспертизы относится к 1990—1991 гг., когда МАГАТЭ по просьбе правительства СССР организовало Международный чернобыльский проект. Международных экспертов вновь попросили дать оценку разработанной в СССР концепции, которая бы позволила обеспечить безопасное проживание населения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС, а также определить степень эффективности предпринятых на этих территориях мероприятий по защите здоровья населения. В рамках Международного чернобыльского проекта были изучены общие показатели здоровья населения в семи сельских населенных пунктах в Беларуси, Российской Федерации и на Украине и шести контрольных населенных пунктах путем сравнения состояния людей одинаковых возрастных групп. Кроме того, объектом исследований были психологическое состояние, сердечно-сосудистые расстройства, заболевания щитовидной железы, гематологические расстройства, раковые заболевания, радиационно-индуцированные катаракты и аномалии развития плода; также проводились цитогенетические исследования. Основным выводом данного проекта была констатация того, что «не обнаружено никаких значимых различий в состоянии здоровья населения между загрязненными и контрольными (чистыми) районами». Ждавшая совсем другого результата общественность была разочарована и отнеслась к выводам по данному проекту враждебно.
Научные исследования отдаленных последствий аварии
К этому времени многие международные организации уже поняли, что участие в проектах по Чернобылю может дать неплохие деньги и возможность в натурных условиях отрабатывать многие, в том числе и оборонные, аспекты проблемы действия радиации. Важным аспектом исследований стали также проблемы социально-психологической реабилитации населения и экономические вопросы обеспечения жизнедеятельности больших масс людей на значительных площадях зон радиоактивного загрязнения. Как оказалось, реально реализуемых и экономически оправданных решений не мог предложить никто. В этой связи в 1991 г. в рамках Европейской комиссии было решено выделить примерно 30 миллионов ЭКЮ для проведения работ по анализу последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Этот бюджет использовался, чтобы поддержать 16 научно-исследовательских работ, привлекая к их проведению приблизительно 80 групп исследователей в Западной Европе и около 120 групп исследователей в Беларуси, России и на Украине.
Совместная программа исследований была составлена из трех различных областей:
радиоактивное загрязнение среды, ее оценки и методы уменьшения (8 проектов);
эффекты для здоровья, оценка и методы лечения (6 проектов);
системы принятия решений вне площадки ядерного реактора (2 проекта).
Исследования, осуществлявшиеся в ходе выполнения этой программы, охватывали перенос радиоактивных веществ в окружающей среде и по пищевым цепочкам, изучение стратегии дезактивации и реабилитационных мероприятий, методы восстановления дозовых нагрузок и изучение медицинских последствий данной аварии для персонала АЭС, ликвидаторов и населения, а также совершенствование методов управления во время радиационных аварий для повышения общего уровня подготовленности к ним. По каждому из проектов были выпущены подробные отчеты, содержащие большое количество натурных результатов исследований, их научный анализ и обобщение, а также конкретные рекомендации для минимизации радиологических последствий Чернобыльской аварии на население. Необходимо отметить, что в большинстве этих проектов присутствует оценка экономической эффективности предлагаемых реабилитационных мероприятий. Важным итогом работ было опубликование детальных карт радиоактивного загрязнения территории европейских стран 137Cs.
Изучение медицинских последствий
В период с 1992 по 1995 год ВОЗ осуществила Международную программу изучения последствий Xернобыльской аварии (АЙФЕКА). Был реализован ряд экспериментальных проектов по изучению деятельности по регистрации, методов реконструкции доз облучения, гематологических расстройств, заболеваний щитовидной железы, повреждений головного мозга и заболеваний ротовой полости. В рамках Дозиметрического проекта АЙФЕКА путем проведения замеров у населения из загрязненных и эвакуированных районов были восстановлены данные о дозах облучения. К сожалению, до сих пор все остальные многочисленные проекты в рамках программы АЙФЕКА не опубликовали данных о каких-либо существенных результатах.
В 1991-1996 гг. Мемориальный фонд здравоохранения Сасакавы профинансировал самую значительную с момента аварии на ЧАЭС программу медицинского обследования детей. Этот проект был призван дать оценку психологическому эффекту аварии на ЧАЭС и ее последствиям для здоровья людей путем проведения широкомасштабного обследования населения. Главной целью обследования было изучение состояния детей. Для обследования детей при помощи мобильного диагностического оборудования были созданы областные диагностические центры в Гомеле и Могилеве в Беларуси, в г. Клинцы Брянской области в Российской Федерации, а также в Киеве и Коростене (Житомирская область) на Украине. Всего было выявлено 45905 случаев нарушения функций щитовидной железы у 119178 обследованных детей. Нарушения в виде образования зоба составили 91%, а в 62 случаях был обнаружен рак щитовидной железы.
В ходе осуществления проекта (с мая 1991 г. по апрель 1996 г.) было обследовано около 160 тысяч детей, родившихся между 16 апреля 1976 г. и 26 апреля 1986 г. Одним из интересных разделов работ по данному проекту является гематологический скрининг, проведенный на 86798 детях моложе 10 лет на момент Чернобыльской аварии. Среди этой группы были выявлены 4 случая злокачественных опухолей органов кроветворения. В то же время авторы проекта утверждают, что не наблюдалось никакой корреляции между степенью распространенности какой-либо аномалии в кроветворной системе и уровнем радиоактивного загрязнения внешней среды или содержания 137Cs в организме ребенка.
Улучшение информирования населения
В начале 90-ых годов, после подведения итогов Международного чернобыльского проекта, в круг внимания международной общественности прочно вошли социально-психологические последствия Чернобыльской аварии. Стало ясно, что во многом тяжесть этих последствий обусловлена серьезными ошибками и просчетами, допущенными властями в информационной работе с населением. Российская сторона также признала важность социально-психологической реабилитации более 2,5 миллионов российских граждан, проживающих на территориях, слабо загрязненных радионуклидами (плотность загрязнения почвы менее 5 Ки/км2), которые глубоко уверены в том, что все их сегодняшние проблемы со здоровьем связаны с радиацией.
В ходе социологических исследований, организованных в рамках федеральных чернобыльских программ, у населения радиационно-загрязненных территорий начали выявляться заниженная самооценка здоровья, пессимизм, а также иждивенческие настроения по отношению к властям, неизбежно усугубляющие экономическую деградацию этих регионов. Крайне ограниченное в финансовых средствах в связи с затянувшимся экономическим кризисом российское государство приветствовало предлагаемую международную помощь в плане улучшения информирования населения по последствиям аварии на ЧАЭС.
Примерно к 1994 г. организационно оформилось новое направление сотрудничества, цель которого — смягчение социально-психологической напряженности на пострадавших территориях. Первый шаг в этом направлении был сделан в рамках программы ЮНЕСКО-Чернобыль. По инициативе ЮНЕСКО в трех пострадавших странах были построены Центры социально-психологической реабилитации. Этот проект финансировался по программе ЮНЕСКО-Чернобыль и из бюджетных средств каждой из пострадавших стран.
В России были построены четыре Центра по работе с населением в наиболее пострадавших областях — Брянской, Орловской и Тульской. Выбор места расположения центров социально-психологической реабилитации (центры СПР) во многом определялся российской спецификой чернобыльского загрязнения — более 88% Чернобыльской зоны составляют территории с плотностью загрязнения почвы радиоактивным цезием от 1 до 5 Ки/км2, на которых проживает более 85% пострадавшего населения.
Картинка по ЦСПР в России
Центр СПР в поселке Никольская слобода Брянской области работает с переселенцами, переехавшими после аварии из деревни Красная Гора той же Брянской области. Для центра «Узловая» Тульской области целевой группой являются жители города Узловая и ликвидаторы. Центр, созданный в городе Болхов Орловской области работает с различными группами местного населения — подростками, пенсионерами и др.
Цели, которые ставят перед собой центры СПР в повседневной работе, сформулированы так:
поощрять людей к самостоятельности и самовыражению;
улучшать психологическое состояние всех возрастных и социальных групп населения;
развивать способность находить выход из сложившихся ситуаций;
развивать чувство доверия и социальной ответственности;
укреплять семейные и родительские навыки;
содействовать развитию района путем претворения в жизнь местных инициатив;
способствовать развитию социально-психологической практики в трех странах.
За несколько лет работы Центры СПР завоевали доверие населения и накопили большой опыт социальной и психологической помощи разным категориям людей. В 1998 г. этот положительный опыт был взят на вооружение в новом Центре, созданном на федеральные средства в городе Гагарин Смоленской области для работы с переселенцами из горячих точек страны.
Параллельно в рамках программы технической помощи Европейского союза республикам бывшего СССР «ТАСИС» проводилось определение мер по улучшению информационной работы с пострадавшим населением по вопросам последствий аварии на ЧАЭС. Проект NUCREG-9306, который стартовал в 1996 г., ставил своей основной задачей анализ информационной деятельности государства за 10 лет после аварии, выработку стратегии информационной работы на новом историческом этапе и осуществление необходимой технической помощи в ее реализации. Следует отметить, что проводниками новой информационной стратегии должны были стать центры СПР. На базе этих центров создается сеть региональных информационных центров, координацию информационной деятельности проводит Национальный информационный чернобыльский центр при ИБРАЭ РАН.
В рамках проекта NUCREG-9306 сотрудники ЦСПР информационных центров прошли подготовку по проблемам информирования общественности о радиационном риске, методическим и техническим вопросам взаимодействия с общественностью, были проведены пилотные информационные кампании, рассчитанные на местных информационных посредников — учителей, врачей, журналистов, представителей местной администрации. Для практической помощи в повседневной работе региональных центров социально-психологической реабилитации в трех пострадавших странах в ИБРАЭ была создана образовательная мультимедийная программа «Шерлок Холмс. Дело о радиации». Программа стала лауреатом конкурса «КОНТЕНТ 2000» на пятом фестивале российских мультимедиа CD-ROM в мае 2000 г. При поддержке МЧС России CD-ROM распространяется в школах и высших учебных заведениях, где готовят молодых специалистов разного профиля для работы на пострадавших территориях.
Логическим продолжением проекта NUCREG-9306 стал еще один информационный проект программы ТАСИС ENVREG-9602 (1999—2001 гг.). Этот проект посвящен вопросам реабилитации загрязненных территорий и отдаленным медицинским последствиям аварии. В каждой из трех стран определены основные направления и приоритетные целевые группы в области информационной работы и начаты работы по 5 пилотным подпроектам. В России пилотные проекты проводятся по следующим направлениям:
работа с учителями (на базе ЦСПР «Узловая», Тульская область);
работа с врачами и средним медперсоналом по медицинским эффектам облучения (районные больницы и поликлиники на наиболее загрязненных территориях Брянской области);
работа с ликвидаторами (через газету «Российский Чернобыль»);
работа с главами местной администрации по проблемам устойчивого развития на радиационно-загрязненных территориях (Брянская область);
подготовка образовательной мультимедийной программы для преподавателей и студентов экологических специальностей вузов «Чернобыль в трех измерениях».
Следует также отметить, что бенефициарием (получателем помощи) и координатором вышеупомянутых информационных проектов ТАСИС в России является МЧС РФ, уполномоченный Правительством страны проводить работы по ликвидации последствий аварии на пострадавших территориях. Это позволяет согласовывать предложения и рекомендации международных проектов с деятельностью, предусмотренной в рамках федеральных чернобыльских программ. Положительные результаты информационных проектов ТАСИС получили поддержку в рамках новой чернобыльской программы Союза России и Белоруссии.
Подготовлено по материалам О. А. Павловского и Е. М. Мелиховой (ИБРАЭ РАН).