GSC Game World
GSC Game World (от англ. Grigorovich Sergiy Constantinovich) — украинская компания, более всего известная как разработчик компьютерных игр. Место расположения — Киев. В 2004 году компания стала также и издательством — GSC World Publishing.
Начало работы
Основана в 1995 году группой молодых энтузиастов во главе с Сергеем Григоровичем,
который возглавляет её и сегодня. Первыми на Украине начали переводить
игры для ПК на русский язык. В силу объективных причин эта деятельность
поначалу носила нелегальный характер, однако принесла украинскому и
российскому «компьютерному» сообществу немалую пользу. Прежде всего это
выразилось в создании и поддержании высокой осведомлённости игроков и
программистов относительно отраслевого мэйнстрима. К примеру, перевод
GSC таких хитов как Duke Nukem 3D и Blood стали хрестоматийными. Кроме того, программисты GSC сделали фанатское продолжение легендарной игры WarCraft II под названием WarCraft 2000: Nuclear Epidemic, внеся в нее ряд значимых усовершенствований.
Обратная сторона такой «партизанской» деятельности Григоровича со
товарищи проявилась в том, что несколько первых попыток компании войти
на равных в легальные партнёрские отношения с топ-разработчиками
натолкнулись на их холодное непонимание особенностей постсоветского
рынка и …возмущение дерзостью «этих русских». (Например, при переводе Duke Nukem 3D, герой игры в финале гордо произносит: «Я — Сергей Григорович, студент первого курса МНТУ!»…)
Первый хит
Однако, такая реакция «бессмертных» только подтолкнула GSC к созданию
самостоятельного продукта. Уверенность в правильности своего пути
усилила энергию, а серия игр «Казаки: Европейские войны» принесла GSC настоящую известность и, без преувеличения, — всенародное признание.
Структура GSC Game World
Компания, как, скажем, и в киноиндустрии, структурно представляет собой
несколько творческих групп, работающих каждая над своей игрой, и —
«обслуживающие», общие для всех службы (связи с общественностью,
тестирования, продаж и т. п.).
Вокруг компании
Что бы ни говорили работники пиар в самой компании, в игровой прессе, а
судьба GSC — далека от идеала, и многое в ней — надумано. Это потому,
что создание игр — тоже похожа на игру. Такова, видимо, вообще
специфика творческого производства. В "закулисном", как водится —
история сама разберётся, но стоит отметить несколько позитивных
моментов. Например, после успешного релиза игры "Веном" возникли
разногласия между группой разработчиков и руководством GSC. Лавры или
деньги не поделили, а только последовавший разрыв привёл к рождению ещё
одной новой, самостоятельной компании.
Или, скажем, крупный проект S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl делался
на протяжении около шести лет. Это вызывало в игровом мире и
раздражение, и недоумение, и разочарование. Но, в конце концов, после
выхода игры это стало уже совершенно не важным, поскольку, как
выяснилось, всему бывает своё время.
Выпущенные игры:
Venom. Codename: Outbreak
Казаки: Европейские войны
Казаки: Последний довод королей
Казаки: Снова война
Казаки II: Наполеоновские Войны
Казаки II: Битва за Европу
Завоевание Америки
Завоевание Америки: В поисках Эльдорадо
Александр
Герои уничтоженных империй
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl
S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky
GSC World Publising
В октябре 2004-го года GSC Game World открыли издательское подразделение GSC World Publishing.
11 февраля компания GSC World Publishing, как и обещала, отчиталась о первых результатах деятельности. За время своего пока еще недолгого существования издательское подразделение знаменитого украинского разработчика успело выпустить два тайтла - "Александр" и "Казаки 2", так что практически все выкладки основаны на их показателях.
Итак, вопрос, который сильнее прочих волновал присутствовавших на пресс-конференции (ни слова о "Сталкере"!) - тиражи. По ситуации на 1 января 2006 года, продажи "Александра" в СНГ составили чуть больше 152 тысяч экземпляров, 17% из них приходится на Украину. Тираж "Казаков 2" на тех же территориях превышает 265 тысяч, из которых на родине разошлось примерно 20%. Первый тайтл продавался 5 кварталов, второй - 3, однако в данном случае это не важно, поскольку от 60 до 80 процентов окончательного тиража отгружается в течение 1 квартала (в случае с "Казаками 2" было отгружено 180 тысяч копий только за первый месяц). Динамика одинакова по России и по Украине. При этом надо понимать, что при существующей системе дистрибуции, когда оптовики не возвращают нереализованные экземпляры, между объемами отгрузок и объемами продаж можно смело ставить знак равенства.
По мнению начальника отдела продаж GSC World Publishing Сергея Грушко, в будущем кривая продаж громких тайтлов станет еще круче, и это приведет к тому, что уже через год подолгу держать продукты в линейке будет невыгодно - до 90% продаж будет делаться в первый месяц, и некоторое время спустя игра исчезнет со складов и с полок. Повторюсь, речь идет о громких, раскрученных играх - тех, которые с нетерпением ждут покупатели.
Из другой любопытной статистики стоит отметить следующие цифры. Бюджеты разработки "Александра" и Казаков 2" - $330.000 (за 10 мес.) и $750.000 соответственно. Западные тиражи - соответственно 220 и 188 тысяч. На игровых серверах зарегистрировано 23 и 11 тысяч человек.
Двигаемся дальше. Интересной оказалась ситуация с продвижением "Александра" и "Казаков 2". На рекламу первой из игр было потрачено около 9 тысяч долларов, почти половина из которых - на рекламные полосы в профильной прессе. Продвижение вторых "Казаков" обошлось GSC более чем в 78 тысяч, причем 30 тысяч ушло на крупный турнир, проведенный - и весьма успешно - совместно с издательским домом "Геймленд" . По словам Сергея Грушко, эти вложения себя не очень оправдали: достаточно сравнить разницу тиражей с разницей рекламных бюджетов ("Александру", конечно, немного помогал одноименный фильм, однако и у "Казаков" был свой козырь - известность первой части). Свою роль сыграл и такой фактор: "Казаки" - национальный, если можно так выразиться, продукт, и поэтому изначально планировался некоторый объем рекламных вложений на Украине, направленных не столько на повышение продаж, сколько на эдакий массаж патриотического чувства. На это, в частности, работала реклама в Киевском метро и огромный видео-борд.
Проанализировав результаты анкетирования покупателей "Александра" и "Казаков 2" (прислано и обработано около 8000 анкет, которые хотя и не дают репрезентативную выборку, все-таки позволяют делать некоторые выводы), Сергей заключил, в частности, что реклама в профильной прессе не дает практически никакого эффекта. В том числе потому, что в СНГ ее еще не научились делать. Однако ее все равно нужно давать, продолжил он, чтобы оказывать финансовую поддержку журналам. Зачем это нужно? Как показали анкеты, в четверти случаев на принятие решение о покупке игры повлияли публикации в игровых изданиях (не рецензии, а публикации вообще), так что смысл помогать журналам есть. Чтобы они были финансово независимыми от одного или двух издателей и объективными (через это - популярными), а также чтобы просто были. Кроме того, реклама в прессе воздействует на региональных дилеров - так они могут примерно прикинуть ожидания издателя по конкретному тайтлу.
Отдельная - и весьма немаленькая - часть трехчасового доклада была посвящена текущей доходности издания игр в СНГ и неотвратимо надвигающемуся кризису. Если коротко, то все плохо. Средние тиражи снижаются, стоимость человеко-часа растет, шансы "отбить" затраты на внутреннем рынке при той же организации производства, соответственно, все меньше. По прогнозам Сергея, в ближайший год-два отечественных издателей окончательно перестанут интересовать проекты, которые не делаются по лицензии и на лицензированном движке, не являются сиквелами или не находятся в состоянии бета-версии (которая сделана на собственные или привлеченные разработчиком со стороны деньги). Выжить в этой ситуации поможет, по уверениям докладчика, кросс-платформенная разработка, MMORPG и ориентация на запросы западного рынка. Готовые проекты последней категории GSC за долю малую предлагает издавать в Европе и США, обещая разработчикам по 7 долларов с копии.
Напоследок - о планах издательства. В апреле выйдет аддон к "Казакам", который GSC намеревается продать тиражом от 70.000 до 120.000 копий по СНГ. 4 сентября состоится релиз "Героев Уничтоженных Империй" - первой игры из трилогии. Минимально ожидаемый тираж игры по СНГ - 140-150 тысяч, реалистичный - 200 тысяч, оптимистичный - 300 тысяч. По пессимистическому сценарию, в Европе ожидаются продажи на уровне 35-60 тысяч копий. В озвученных планах нет проекта "S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля", и это не случайно - в настоящий момент идут очень тяжелые переговоры с THQ, и ситуация с релизом совершенно непонятная, несмотря на готовность бета-версии игры.
Более подробно ознакомиться с докладом Сергея Грушко вы сможете в самое ближайшее время - мы планируем разместить на DTF полную расшифровку аудиозаписи. В заключение хочется в очередной раз выразить надежду, что почин GSC подхватят другие издатели, и среди отечественных компаний станет хорошей привычкой отчитываться о результатах, раскрывая цифры продаж и другую интересную статистику.
Материал предоставил
[SGW]