Александр Зорич и Сергей Палий о книжной серии "S.T.A.L.K.E.R."
Книжная
серия «S.T.A.L.K.E.R.», основанная на одноименной компьютерной игре,
которую разработала украинская компания GSC Game World, стартовала в
2007 году. Успех был оглушительным: дебютировав в этой серии, начинающий
и мало кому известный писатель-фантаст действительно может проснуться
«богатым и знаменитым». С тех пор выражение «сталкер с точками» стало
нарицательным: для одних это свидетельство возрождения интереса
массового читателя к отечественной фантастике, для других — символ
окончательного и бесповоротного торжества коммерческой беллетристики.
Как бы там ни было, каждая новая книга серии принимается читателями на
ура, а в мир «S.T.A.L.K.E.R.’а» погружаются все более именитые фантасты.
О феномене успеха этой серии представитель онлайн-магазина Ozon.ru
беседовал с писателями Сергеем Палием и Александром Зоричем (под этим
псевдонимом скрываются Яна Боцман и Дмитрий Гордевский), знающими
внутреннюю механику «S.T.A.L.K.E.R.`а» не понаслышке. ______________
OZON.ru:
Не секрет, что из всех «околоигровых» отечественных литературных
проектов книги из серии «S.T.A.L.K.E.R.» пользуются самым высоким
спросом — в свое время это стало неожиданностью и для создателей игры, и
для книгоиздателей. В чем, на ваш взгляд, причина такого ажиотажа?
Сергей Палий:
Это была первая ласточка, которая неожиданно обернулась хищным
беркутом. Остальные были либо искусственно выращены, либо погибли в
утробе. А эта — родилась и выросла сама. Не мудрено, что она стала самой
сильной во всей стае. Плюс тема слишком близка нам — мы прекрасно знаем
эту постсоветскую атмосферу.
Яна Боцман:
В сеттинге игры «S.T.A.L.K.E.R.» достигнут оптимальный баланс между
триллерным элементом, экшном, НФ-компонентом и доступностью для
предельно широкой аудитории. Если бы меня попросили охарактеризовать
сеттинг игры «S.T.A.L.K.E.R.» ровно одним словом, я сказала бы:
«простой».
Дмитрий Гордевский:
Кроме того, в успехе книжной серии велика заслуга ее первого автора,
писателя Василия Орехова. Он смог очень грамотно и профессионально
осмыслить сеттинг игры и донести его до читателя на страницах своей
книги «Зона поражения». Я уверен, что если бы первая книга серии не была
столь удачной, мы и близко не имели бы внушительной популярности
остальных сочинений в рамках данного проекта.
OZON.ru: Какие романы ваших коллег по серии вам больше всего понравились? Приходилось ли испытывать «белую зависть»?
Сергей Палий:
О, провокационный вопрос. Что ж, отвечу. Понравились «В зоне тумана»
Гравицкого, «Песочные часы» Недоруба, «Зона поражения» Орехова. Каждая
из книг понравилась по субъективным причинам: Гравицкий из-за атмосферы,
тонко выписанных персонажей, Недоруб из-за вложенной в текст души,
Орехов из-за грамотного преподнесения. Но здесь стоит оговориться: я не
так уж и много прочел книг этой серии, всего-то с пяток.
Дмитрий Гордевский:
Завидовать — нет, не приходилось. Мы с Яной написали очень много самых
разных книг и наш профессиональный уровень находится как минимум там,
куда добивают только самые пиковые сюжетно-стилистические решения лучших
книг серии.
Яна Боцман:
Среди авторов серии «S.T.A.L.K.E.R.» самые интересные для нас книги
создали Орехов и Степанов. Впрочем, мы прочли не так много книг серии и,
возможно, иные удачи наших коллег просто не заметили.
OZON.ru: Что конкретно привлекает вас в мире «S.T.A.L.K.E.R.’а»?
Сергей Палий:
Там, как ни смешно это прозвучит, свободно. Во всех смыслах. В
пространственном. В моральном. В том, что меня не ограничивают сюжетными
рамками.
Яна Боцман:
«S.T.A.L.K.E.R.» это такие своеобразные писательские шахматы. Все
фигуры известны. Правила, которым они подчиняются — в общем-то тоже.
Свобода действий писателя в «S.T.A.L.K.E.R.’е» строго ограничена. Но это
и интересно.
OZON.ru:
Как вы думаете, из-за чего «проектная» литература — «S.T.A.L.K.E.R.»,
«Метро 2033», «Этногенез» — пользуется сейчас таким спросом у читателей?
Очень немногие отечественные фантасты могут похвастаться сравнимыми
стартовыми тиражами, а ведь в «проектах» хватает и дебютантов, чьи книги
при ином раскладе просто утонули бы в море новинок.
Сергей Палий:
Это вполне объяснимый, с точки зрения маркетинга, спрос. Ведь люди
покупают что? Правильно: бренд. Будь то фамилия известного автора, в
котором они уверены, или логотип серии, куда все-таки не впихнут
откровенное фуфло.
Дмитрий Гордевский:
Это объясняется двумя вещами: усталостью аудитории от ассортимента и
ростом социальной функции чтения (на фоне общего падения интереса к
чтению в принципе). Школьники и студенты с какими-либо интеллектуальными
запросами почему покупают «проектную» литературу? Потому что два
подростка со сходным психотипом легко опознают друг друга по логотипу
серии на книжках, которые они держат в руках. В таких условиях проектов
не может быть слишком много (социальная функция «свой-чужой»
девальвируется), но существующие 2-4-6 раскрученных проектов на этом
принципе отлично ездят.
Яна Боцман:
Есть еще и третье обстоятельство: аудиторию массово подсадили на
сериалы. Для аддикта сериала важно потреблять не мало, а много. Если мы
говорим о книжной серии — скажем, одна-две книги в месяц. Ни один
индивидуальный сочинитель фантастики такой адский темп не выдержит. А в
рамках книжного проекта сводятся пять, десять, двадцать пять авторов.
Это позволяет обеспечить аддикта необходимым объемом чтения.
OZON.ru:
Девять из десяти романов про Зону — это квесты: героям надо кого-то
куда-то отвести или, наоборот, вытащить из ловушки, найти редкий
артефакт, уничтожить некий объект... В общем, работает схема «бей-беги».
Вас не утомляет такая заданность фабулы?
Яна Боцман: Так я же говорю, это такие писательские шахматы. Тут весь интерес в нюансах: кто как именно бьет, кто как именно бежит.
Дмитрий Гордевский:
Да, это утомительно — утомителен любой писательский труд, — но для
профессионала здесь немало и любопытного. Давно я не писал с таким
наслаждением слова: «Миними», ОСВ-96, AMX-10RC, АКТ... А ведь это такие
замечательные вещи. Укороченный штурмовой бельгийский пулемет!
Крупнокалиберная снайперская винтовка российского производства!
Французский тяжелый бронеавтомобиль! Автоматический карабин Токарева!
Музыка, музыка.
Сергей Палий:
Лично мне фабулу, слава Богу, никто не задает. Я придумываю сюжет сам
от первой до последней буквы. Условие только одно: действие должно
происходить в Зоне или около нее. И, между прочим, статистика неверна.
Уж точно не девять из десяти сюжетов построены по такой схеме. А даже
если и по такой, то большинство книг серии — довольно качественная
беллетристика на грани фантастики, детектива и боевика, уж точно на
голову выше потока графомании (за редким исключением), выходящей на
современном рынке отечественной фантастики. Заметьте, я здесь не встаю в
однобокую позицию защитника серии, которая кормит, я констатирую факт.
Достаточно посмотреть статистику и все станет ясно.
OZON.ru:
Действие всех книг серии «S.T.A.L.K.E.R.» происходит в одном и том же
подробно проработанном мире, подавляющее большинство этих романов
выдержано в близком стиле — вы не боитесь потерять свою писательскую
индивидуальность?
Сергей Палий:
Не боюсь. Я параллельно работаю над собственными книгами. И скажу
честно: написание книг в серию «S.T.A.L.K.E.R.» помогло моему
литературному мастерству вырасти. Однозначно.
Дмитрий Гордевский:
Ну, во-первых, если говорить именно о близости стиля, тут я бы даже
поспорил. Действительно, все тексты близки терминологически — везде есть
кровососы, ведьмин студень, сталкеры, экзоскелеты — но технологически,
если можно так выразиться, книги сделаны по-разному. Имеют подчас разное
настроение и т.д. Во-вторых, нет, лично я не боюсь потери писательской
индивидуальности.
Яна Боцман: А я вот боюсь, поэтому зову Дмитрия в иные литературные палестины.
OZON.ru:
Можно ли ждать в ближайшее время выхода каких-то ваших оригинальных
книг, или вы ушли в «проектную» литературу с головой?
Дмитрий Гордевский:
Мы работаем над двумя непроектными романами. К сожалению, сейчас очень
нервная обстановка и в отечественной литературе, и в культуре вообще.
Поэтому мы, как профессиональные писатели, зарабатывающие на жизнь
только сочинительством, не можем сейчас отказываться от заманчивых
предложений, исходящих от продюсеров проектов. Это тормозит работу над
нашими непроектными книгами.
Яна Боцман:
А я бы хотела подчеркнуть, что наша «Сомнамбула 2», которая выйдет
через месяц в рамках проекта «Этногенез», является, по сути, совершенно
самостоятельной и очень оригинальной космической, научной фантастикой.
Сергей Палий: В сентябре выходит книга «Плазмоиды». Читайте на здоровье. Источник: litstalker.ru
|