ВОЕННЫЙ ТРАНСПОРТ совокупность всех видов сообщений, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщений, обеспечивающих перевозки личного состава, военной техники, материальных средств и других грузов в интересах ВС и обеспечения их деятельности. Он является одной из важнейших отраслей военной экономики государства, составной частью его военного (оборонного) потенциала.
В зависимости от среды, в которой осуществляются перевозки, военный транспорт подразделяется на наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, гужевой), воздушный и водный (морской, речной).
Основой наземного военного транспорта является железнодорожный . В военных целях он широко используется в центральных и тыловых фронтовых районах. Для массовых воинских перевозок назначаются обычно 1-2 фронтовых и 2-3 рокадных железнодорожных направления.
Главное положительное свойство железнодорожного транспорта - его большая грузоподъемность и относительно высокая скорость перевозок (с темпом до 500, а иногда до 900 км в сутки). Однако он уязвим, и требует отвлечения больших сил для технического прикрытия в боевых условиях при господстве авиации противника в воздухе, а из-за образования поврежденных участков, мостов, перегрузочных районов может применяться лишь ограниченно. В ядерной войне возможность его использования вообще проблематична.
Автомобильный транспорт в этих условиях обладает большей живучестью и явится главным средством перевозок во фронтовом, армейском и войсковом тылу.
Воздушный транспорт используется для срочных и дальних войсковых перевозок как по оборудованным, постоянным трассам, так и произвольно выбранным направлениям. Он может явиться основным видом транспорта для перевозки грузов группировкам войск, действующим в тылу противника. Его слабые стороны - малая грузоподъемность и высокая стоимость.
Водный транспорт может применяться для войсковых перевозок ограниченно, лишь на приморских направлениях при наличии портов, а также вдоль рек. Наиболее широко он используется для снабжения морских десантов, а также группировок войск, прижатых к побережью, или действующих на островах.
Кроме обеспечения ВС транспортная сеть страны активно используется также в интересах военной промышленности для перевозок комплектующих элементов, снабжения сырьем, перевозки готовой военной продукции на фронт, а поврежденной техники, вооружения и раненых - с фронта в тыл.
Важной проблемой с позиции обороны в современных условиях становится повышение живучести транспорта, мобильность и организация комплексного использования всех видов транспорта для комбинированных перевозок.