А вот Линч: довольно заметный тип примерно того же возраста, что и Кейн: в очках, с высоким, лысым лбом и длинными волосами сзади. Может постоять за себя, но криминального прошлого, судя по всему, не имеет. Зато страдает серьезным расстройством психики: во время очередного приступа, будучи в беспамятстве, убил собственную жену, за что его также приговорили к смерти.
Кейн и Линч впервые встречаются в тюремном автобусе, по дороге к месту казни. Линч успевает только сказать «Пригни голову, #$%*!», после чего автобус таранят, а героев спасают неизвестные в масках. Очень скоро выясняется, что спасли Кейна и Линча нанятые бывшим членами «Семерки» наемники. Оставлять Кейна в живых они в любом случае не собираются, но обещают убить его жену и дочь, если он в течение недели не вернет им то, что так неосмотрительно прикарманил. А чтобы Кейн не начал заниматься самодеятельностью, к нему приставляют Линча, который должен отработать перед ними свое спасение.
В следующие несколько дней Кейн и Линч успевают переделать столько дел, что ими гордился бы любой тренер по тайм-менеджменту. Они грабят банк, уходят ото всей лос-анджелесской полиции, устраивают налет на ночной клуб в Токио, нападают на тюрьму и провоцируют массовое побоище между охраной и заключенными, снова возвращаются в Японию, штурмуют небоскреб, дают урок японской полиции и принимают деятельное участие в гражданской войне на Кубе.
Складывающиеся между ними отношения нельзя назвать дружбой в привычном ее понимании, но это и не обычное партнерство по расчету. Линч психует, матерится, но все же слушает Кейна, признает его главенство и, судя по всему, даже побаивается его. В свою очередь, Кейн, одержимый спасением своей дочери, понимает, что без помощи Линча ему не обойтись.
Будучи все время на взводе, Кейн и Линч практически постоянно общаются друг с другом исключительно непечатным, а когда дело доходит до перестрелок, мат заменяет им почти весь лексикон. И это не «синдром Тарантино», где мат исполняет функцию социальной дифференциации. Кейн и Линч истерически матерятся, потому что ситуация обязывает, — это не высокохудожественный тарантиновский мат, которому сложно поверить, но за фигурными конструкциями которого интересно следить. Это малоприятная, но крайне правдоподобная истерика двоих мужчин, с которыми вы вряд ли хотели бы оказаться в одной комнате.
Именно благодаря такой правдоподобности Кейн и Линч удались как персонажи. Такие живые, настоящие герои очень редко случаются в играх. Казалось бы, трудно симпатизировать двум отмороженным преступникам, но Кейн и Линч этой симпатии заслуживают сполна — харизмы им не занимать. У Линча все-таки сохранились какие-то представления о долге и чести, а вот образ Кейна целиком зависит от игрока. В конце игры авторы дают возможность сделать моральный выбор, и от вашего решения зависит, окажется ли Кейн полной сволочью или все же изменит своей скотской натуре, но потеряет при этом кое-что другое. Обе концовки крайне мрачные, но с явным намеком на продолжение.
При таких героях Kane & Lynch можно было бы простить любой геймплей, но играть в него тоже очень интересно. В основе лежит генномодифицированный движок Hitman, что хорошо заметно по непроходимо тупому AI, поведению оружия и (местами) неестественной анимации врагов и NPC. Только, в отличие от Hitman, стрельба здесь все-таки сделана по-человечески.
Всю игру мы наблюдаем происходящее от третьего лица, с возможностью крутить камерой как заблагорассудится, даже во время некоторых (второстепенных) роликов. Для ведения прицельной стрельбы необходимо зажать правую кнопку мыши, и тогда камера примостится на плече героя, на манер Gears of War. Индикатор здоровья отсутствует, о ранениях игра сигнализирует покраснением экрана и небольшим размытием изображения. Когда ранят серьезно, герой падает, звуки приглушаются, все вокруг заливается белым светом, а у него в голове звучат воспоминания ключевых диалогов. «Ты предал нас, Кейн. Ты оставил нас и забрал с собой все…»
Спасти в этом случае могут только напарники. Если вас подстрелили, Линч или кто-нибудь из союзников Кейна подбежит и вколет болеутоляющее. Кейн быстро придет в себя, поковыляет немного, но почти сразу же оклемается и продолжит палить как ни в чем ни бывало. Если в следующие минут пять вас снова подстрелят, еще одна инъекция болеутоляющего станет фатальной — организм не выдержит передозировки. На товарищей по команде это не распространяется — их можно отпаивать анаболиками сколько угодно.
Согласно нынешней шутерной моде, заведенной Gears of War и Tom Clancy’s Rainbow Six: Vegas, переть напролом считается чуть не дурным тоном, и Kane & Lynch следует этой моде прилежно, но в меру. На открытые пространства высовываться не то чтобы совсем нельзя (Кейн и Линч более или менее пулестойкие), но нежелательно: врагов всегда очень много, плотность их огня весьма высока, так что долго под обстрелом не проживешь. Приходится искать укрытия: вдоль стеночки, вдоль стеночки, потом вон к той машине, потом за колонну… Герои по нажатию клавиши действия моментально припадают к укрытию, но, в отличие от Gears of War, не «приклеиваются» к ним. В GoW гирзов иногда приходилось буквально отдирать от стены, здесь такой проблемы не наблюдается.
Еще один шутерный тренд современности гласит, что в каждой экшен-игре должен быть кооператив и возможность управления напарниками, и Kane & Lynch этому правилу тоже следует неукоснительно. Кооператив и вправду небезынтересный: Линч, как персонаж, получился даже ярче Кейна, поиграть за него стоит хотя бы из спортивного интереса. Кроме того, иногда бывают моменты, когда они действуют поблизости, но разобщенно — на те же самые события можно взглянуть с другой стороны. Например, при ограблении банка Кейн поручает своему напарнику следить за заложниками и отбивать атаки полиции, но Линчу под действием лекарств вместо заложников начинают мерещиться копы, и он их убивает.
Возможность отдавать команды и делить с напарниками оружие не то чтобы бесполезна, но, скажем так, необязательна. Линч и все остальные прекрасно справляются сами, нигде и никогда не тупят и не застревают, а жесткая субординация им требуется только в одном месте за всю игру, когда над полем боя барражирует вертолет и требуется быстро перемещать всю группу от одного укрытия к другому.
Очень хорошие впечатления оставляют перестрелки, особенно на улицах города. В этом плане Kane & Lynch легко дает фору даже серии Tom Clancy’s Ghost Recon: Advanced Warfighter, хотя там, казалось, городские бои были на высоте. Прежде всего, в Kane & Lynch больше масштабы. 10-15 врагов кряду — это даже не проблема, а так, серые будни. Кроме вооруженных противников вокруг суетятся толпы гражданских, обычно их раз в пять-шесть раз больше. В результате перестрелки в оживленных местах превращаются в натуральное месиво: на каждого убитого неприятеля приходится несколько случайных прохожих.
Во-вторых, Kane & Lynch берет высокой интерактивностью. В GRAW практически весь антураж, включая растения и машины, сделан из пуле- и взрывоустойчивого железобетона, тут с этим намного лучше. Например, у любого автомобиля можно прострелить колеса, разбить окна и искорежить корпус, после чего он взорвется.
Визуально игра выглядит опрятно —, обычный такой некстген. Зато дизайн и вправду отличный. Хороши и герои, и сами уровни. Побег от полиции, перевозившей Кейна и Линча к месту казни, происходит вблизи аэропорта, где прямо над головой фланируют огромные авиалайнеры. Дочь японского VIP’a похищают из ночного клуба, где столько людей, что сквозь толпу приходится продираться в буквальном смысле этого слова. Штурм небоскреба Retomoto команда Кейна проводит под видом мойщиков окон, врываясь сквозь окно на черт знает каком этаже. Когда возникает необходимость вызволить из тюрьмы некоторых врагов «Семерки» (таких же «смертников», как Кейн), наши герои врываются в нее на КАРЬЕРНОМ САМОСВАЛЕ. Даже поединок с вертолетом, который, казалось бы, встречается в каждом втором шутере, сделан на пятерку.
А уж какой здесь звук! Оружие звучит предельно правдоподобно, не хуже, чем в GRAW. Озвучка бесподобна, на уровне Max Payne. Музыка по большей части функциональна, но нареканий не вызывает: Йеспер Кид, основной композитор игры, конечно, ремесленник, но марку держит. В нынешнем сезоне он успел засветиться везде: кроме Kane & Lynch, написал саундтреки к Unreal Tournament 3 и Assassin’s Creed.
Самое странное, что Kane & Lynch получила на удивление прохладный прием на Западе. Если вы заглянете на www.gamerankings.com, где аккумулируются рецензии англоязычной прессы, то увидите, что средний балл Kane & Lynch колеблется в районе 70%. Претензии выдвигаются престранные: якобы герои игры такие подонки, что сопереживать им совершенно не хочется, и вообще слишком уж много они матерятся. Кейн и Линч действительно не самые приятные люди на Земле, а диалоги и правда регулярно напоминают сходку со смотрящим на районе, но это жанр такой. И в рамках криминального боевика Kane & Lynch — произведение виртуозное. По нашим собственным наблюдениям, Кейна и Линча узнают и запоминают даже люди, предельно далекие от индустрии и про саму игру ничего не слышавшие. Что говорит о многом.
При этом не надо думать, что Kane & Lynch держится исключительно на героях, сюжете и антураже. Это действительно крепкая игра с внятной механикой. К тому же это лучший криминальный экшен со времен Max Payne. Особенно забавно, что последний раз на эту тему в играх высказывался Тарантино с интерактивной версией Reservoir Dogs (пресс-релизы сообщали, что режиссер сам написал сценарий для игры, хотя это, мягко говоря, неправда). Так вот, Kane & Lynch — это то, какими должны были быть интерактивные «Бешеные псы». Куда смотрели те же Eidos, издававшие обе игры, непонятно.
P.S. Еще до релиза права на экранизацию Kane & Lynch приобрела компания Lionsgate (на ее счету «Пила» и «Хостел», а также новая, еще не законченная версия Street Fighter). Препродакшен уже идет, но когда начнутся съемки и уж тем более когда состоится премьера, до сих пор неизвестно. Согласно самому дикому слуху, главные роли сыграют Брюс Уиллис и Билли Боб Торнтон («Плохой Санта»).